Его горжетки служили украшением сотни нарядов столичных русских модниц; о нем говорили на каждом балу, ведь бальные платья дамы шили специально по заказу; в нем одевались все знатные особы и даже заграничные дивы. Дом моды «Гиндус», создававший наряды из роскошных тканей, вошел в историю как один из самых успешных Домов России.
В 1900-1910 годах мода сильно отличалась от той, что царствовала следующие 50 лет. Это время – период правления пышных, декорированных и роскошных нарядов, являвших собой произведения искусства. Это время легенд. Время, когда мода была чудом, а женщина – таинственным цветком. Это время царствования роскоши и высокого вкуса. Обилие бижутерии, причудливая гладь меха, букеты перьев, разнообразие роскошных тканей – то, что было основой образцовой моды тех лет.
В то время звание модного Дома в России носила не каждая мастерская. Путь от ателье до Дома моды был долгим и испещренным множеством препятствий. Нужно было обладать не только мастерством, но и вкусом, уметь превратить помпезную роскошь в атрибут стиля, заточить головокружащее содержание в изысканные формы. Это удавалось не всем, а лишь избранным. Но если получалось, слава догоняла такую мастерскую очень быстро. Историки тех времен и сегодняшних называют эту эпоху временем, поднявшим портновское искусство в России к недосягаемым высотам, временем правления развитого вкуса, временем, когда люди интересовались эстетикой и поиском разнообразных по своей красоте средств выражения своего вкуса.
Русские дизайнеры обращали все свои взгляды и мысли к Вене и Парижу, считая эти два города Мекками женского модного мира. Впрочем, тренды в мужской одежде черпались в Англии. Женщины того времени испытывали интерес к нарядам с чертами ампир и складками a la Watteau, стилю a la Marie-Antoinette и эфемерному шелку. Идеальный женский образ тех лет являл собой женщину, которая больше была похожа на экспонат за музейным стеклом – она была лишена забот быта, представляла собой сказочное существо, прекрасную нимфу с голубыми крыльями.
Идеальная женщина того времени не работала, напоминала прекрасный цветок или бабочку, и одежда была соответствующая. Казалось, такая девушка не может ходить, она порхает, будучи невесомой и хрупкой. Колокообразные юбки, шлейфы с эффектом «пены волн», цветы на подолах, узкие талии – характерные элементы нарядов того времени.
Дом моды, превративший женщину в сказочное существо
Имя Анны Гиндус стало практически синонимом женского шарма и изысканности. Долгое время она училась в Париже, где приобрела любовь к буржуазному шику. Позже Анна вернулась в Россию и открыла первоклассный Лом моды «Гиндус». Он находился на Моховой улице в доме 45. Художественному вкусу Анны нельзя было найти равных. Очень скоро ее мастерская стала популярным столичным Домом моды в России.
Для дам русский Дом моды Гиндус создавал летние и зимние туалеты с собольей муфтой и фетровыми шляпами, отделкой шелком и птичьими перьями, горжетками из гагачьих перьев. Для создания роскошных одеяний использовался атлас, шифон, дорогой репс, утонченное серебряное кружево, бисер. На балах женщины блистали в нарядах из желтого атласа, украшенного тюником из шифона. Они украшали себя атласными поясами и лифами, декорированными серебряным кружевом.
Российские модельеры мастерской создавали и бальные платья. В ту пору были распространены балы, которые посещали аристократы и знатные люди. Платья для таких мероприятий шились из шифона телесного цвета, обшивались золотым галуном и бисером, декорировались кружевом, старым золотом, имитирующим венецианский гипюр. В Дом моды Гиндус часто поступали заказы от представителей императорского театра, но основной публикой, интересующейся модой, была знать. Она заказывала наряды из тисненого бархата, украшенного византийскими узорами, одеяния с драпировками и вставками из газа.
Знатная модница 1900-х годов, как правило, занималась только переодеванием и украшением себя. Как правило, одежду она меняла больше 6 раз в день. Утром надевала пеньюар, затем — домашнее платье, визитный наряд, чайное платье, обеденный костюм, бальное платье. Практически каждому случаю был посвящен свой наряд. Отечественные модельеры из Дома Гиндус также дополняли свои платья роскошными шляпами и горжетками из перьев. Особенно дамы любили шляпы. Чем массивнее и крупнее они были, тем выше статус женщины.
Дом моды Гиндус борется с измельчанием
Анна Гиндус и сама была женщиной с прекрасным вкусом. Она прикладывала все силы, чтобы привить этот вкус необразованным людям, познакомить их с эстетикой и хорошим влиянием роскоши. Среди всех русских модельеров она была единственной, кто стремился дать людям нужное образование в сфере моды. Часто Анна устраивала вечера-показы в кругу своих друзей, демонстрируя новые наряды и коллекции. На них она приглашала людей из самых разных слоев населения. В то время это было нонсенсом, но Анна часто пренебрегала общепринятыми правилами и нормами.
Она знакомила людей с вечерними платьями из тюля и галуна. Под ее влиянием они учились носить бархат и находили общий язык с кружевом, влюблялись в полихромный стеклярус, открывали для себя разноцветие бисера. Многие из этих людей не могли позволить себе переодеваться, как это делали столичные модницы. Поэтому они принимали за счастье возможность прикоснуться к роскошной одежде. На вечерах Анны Гиндус они своими глазами видели цветы из шелка, и не могли себе поверить: эти цветы на белой шелковой корсажной ленте казались живыми. А что было с ними, когда они брали в руки зеркальные бусы!
Дом отечественного дизайнера Анны Гиндус, как и модный Дом Бризака, не смог ужиться в новой России. Правильнее будет сказать – сделать ему этого просто не дали. После февральской революции он прекратил свое существование. Он перестал существовать на бумаге, на улицах, на вывесках и ярлыках, но продолжил жить в созданных нарядах, платьях из розового шелка и красивых костюмах. Как продолжает жить в памяти тех, кто о нем знает.