Коллекционеры, живописцы, аналитики и инвесторы тщательно следят за динамикой развития крипторынка искусства. Постепенно на платформы продажи цифровых сертификатов приходят российские мастера: от графических дизайнеров до представителей традиционной школы. Рассказываем, кто из соотечественников уже освоился в виртуальной реальности.
NFT – невзаимозаменяемые токены – шаг за шагом захватывают уникальный контент и преобразуют искусство. Если несколько лет назад тема блокчейна была андерграундной на постсоветском пространстве, то сегодня новыми тенденциями увлекся даже Государственный Эрмитаж, выпустивший и продавший на аукционе несколько диджитал акций своей художественной коллекции. Специалисты отмечают, арт-рынок уже не вернется к традиционному формату сделок: онлайн-транзакции без посредника станут стандартом для любой купли-продажи объекта творчества и цифрового, и физического. Сегодня говорим о российских NFT художниках.
«Открытие года» 2019 по версии GQ
Одним из первопроходцев в мире крипторынка искусства стал калининградский художник Покрас Лампас. Работает в стиле «каллиграффити» – смешивает элементы каллиграфии и типографики со стрит-артом. С помощью алфавитов разных культур мира Покрасу удается передать идею о будущем форм знаков и букв – так называемый «каллиграфутуризм».
Токен, принесший художнику небывалый успех, потребовал тщательной подготовки и трудоемкого создания. Первоначально Лампас написал работу на холсте, оцифровал и скорректировал для проекции на Чиркейскую гидроэлектростанцию, а затем сфотографировал ее. Теперь его творчество продается виртуально за особую криптовалюту, на производство которой тратится та же электроэнергия. Этот процесс трансформации и отражается в названии работы – «Transition: Nature – Human – Technology – Electricity» – превращение идеи в энергию.
Среди интересных коллабораций Покраса Лампаса можно отыскать такие бренды как Nike, Adidas, Fendi, Lamborghini, Dries Van Noten, «Яндекс», «Новая Третьяковка» и «Красный Октябрь», рисунок на крыше которого видно даже из космоса. Кстати, именно за роспись старейшей кондитерской фабрики страны молодой человек был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как автор самой большой каллиграфии в мире.
Пионер медиа-арта
Российская художница Ольга Тоберлутс начала творить в начале 90-х и стояла у истоков развития цифрового искусства. Неоакадемист исследует тему поклонения идолам: от мировых поп-звезд и футболистов до определенных концепций, закрепленных в обществе. Используя сочетание живописи, видеоарта, компьютерного принта и двухмерную с трехмерной графикой Тобрелутс создает особую реальность, в которой происходит мифологическая трансформация объектов художественного исследования.
NFT-удачу соотечественнице принесла работа «Dollar». Посыл тот же. На лентикулярной панели надувной золотой шарик в виде американского рубля покрывается зелеными шипами, напоминая вирусную частицу. Подпись к арту говорит об идее Ольги: «Доллар — это воздух. Доллар не обеспечен золотом. Это, скорее, чистая абстракция. Это вопрос веры, а не факт». Таким образом художница отражает трансформацию мысли в материальную действительность.
Работы Тобрелутс можно найти не только на NFT площадках. Живописец может похвастаться своими мифологическими коллекциями в московской Третьяковской галерее, Русском Музее в Санкт-Петербурге, Музее МоМА в Нью-Йорке, Palazzo Forti в Италии и Gasunie Groningen в Нидерландах.
Назад в будущее или вперед в прошлое
Корабль из вселенной «Звездных войн» среди многоэтажек, Человек паук из Сибири или летающая тарелка в спальном районе – за работами Евгения Зубкова пристально следят по всему миру. Смешивая ретрофутуризм, российскую обыденность, абстрактную мистику, киберпанк и индастриал художник создает параллельную вселенную, отражая нашу современность и свои переживания. В работе использует комбинацию фотографии, рисования и 3D графики. Получается кинематографично.В мире NFT известность молодому человеку принесли работы «CryptoGop» и «Pandora’s Box». Первое произведение – изображение на фоне провинциальной многоэтажки сурового сибирского гопника с битой в стиле киберпанк. Второе – Ящик Пандоры – современное трактование известного древнегреческого мифа, где из открытого сосуда по миру разлетелись все несчастья и бедствия. Обе работы вышли в рамках одной вселенной о России альтернативного «будущего» — Carbongrad 1999 и были проданы на одной из NFT площадок.
За сотрудничеством с автором вирусных в Интернете произведений выстраиваются коммерческие очереди. В списке главных коллабораций числятся такие компании как Mail.ru, «Ситимобил», Delivery Сlub, «Тинькофф», Uber, Adobe и «Дом.ру». Отыскать творчество российского графического дизайнера можно и во вселенных видеоигр – Cyberpunk 2077 от создателей «Ведьмак 3» и Valorant от Riot Games.
Автор: Самойлова Вероника