Коллекционер, эксперт по фарфору и автор ТГ-канала «Винтажный фарфор» Наталья Иванова про домашние ритуалы кофепития, особенности русского фарфора, и где искать шедевры в коллекцию.
Наталья — настоящий и страстный коллекционер винтажного фарфора, хотя сама она называет себя собирателем. Мы познакомились совершенно случайно, и увидели в этой случайности уникальную возможность поговорить о такой популярной страсти как коллекционирование. Да и не просто чего-нибудь, а редкой красоты — старинной фарфоровой посуды.
А дальше случился разговор, который нас удивлял на протяжении всего времени! Наталья оказалась не только увлеченным человеком, но и невероятно образованным, интересным собеседником. Не будем заходить вперёд, читайте сами.

— Наталья, здравствуйте! Считается, что все родом из детства. Расскажите, пожалуйста, про себя, про свое детство. Каким ребенком вы росли? В какой семье? Откуда интерес к фарфору?
— Здравствуйте! Вы знаете, я абсолютно не из семьи, каким-либо образом связанной с искусством… Абсолютно. Но из очень интеллигентной. Мой папа заканчивал Плехановскую академию (ныне — РЭУ им. Г.В.Плеханова) и работал в производственной сфере. Мама по образованию математик, работала учителем, а потом – инженером в информационно-вычислительном центре в сфере автоматизации транспортных процессов. Однако, сколько я себя помню – всю мою жизнь, с самого рождения и по сей день, у нас в доме была всегда хорошая посуда. Моя мама уделяет посуде огромное внимание – помню с самого детства легендарные кобальтовые с золотом чашки ЛФЗ (Ломоносовский фарфоровый завод), которые остаются моими любимыми до сих пор, несмотря на достаточно большое количество чайных пар в коллекции различных производителей и разных периодов. А в кухонном шкафу со стеклом стоял знаменитый сервиз «Золотые ромашки» — он того же завода ЛФЗ, самый, наверное, популярный в Советском союзе и самый-самый любимый многими до сих пор. Так что, по большому счету, ничего не предвещало того, что я окунусь в сферу искусства. Но я искренне благодарна судьбе за шанс, который мне выпал пусть и совершенно случайно — стать ближе к прекрасному.
— Наверное, маме тоже находите разную красивую винтажную посуду? Или она находит, а вы потом обмениваетесь прекрасным?
— Конечно! Мама мой верный друг и соратник в вопросах собирательства. С одной только разницей – если я посуду покупаю именно в коллекцию, для красоты, то мама практически всегда ею пользуется. Хотя есть некоторые экземпляры, которые служат только украшением и занимают почетное место в маминой гостиной. Кстати, именно мама инициировала воскресные утренние ритуалы кофепития на даче (да-да, там тоже хранится обширная коллекция посуды). После основного завтрака, когда все домочадцы расходятся по своим делам, мы с мамой на веранде сервируем стол для кофе. Все очень просто — льняная скатерть и две фарфоровые пары из коллекции (каждый раз разные, конечно), но зато кофе становится заметно вкуснее!

— Какой прекрасный ритуал! А сами вы кто по образованию? Где учились? Чем запомнились это время?
— Я, как человек с абсолютно аналитическим складом ума, не видела себя ни в какой творческой профессии. Поэтому по своему основному образованию я физик, у меня ученая степень кандидата физико-математических наук, а второе образование – экономическое.
— Вот это да! Вы физик!
— Как видите, от искусства далека совсем. Была… Пока случайно не влюбилась в фарфор безоговорочно и бесповоротно. В настоящее время я получаю дополнительное образование по направлению «Арт-менеджмент». Арт-менеджмент охватывает сферу деятельности рекламных агентств, издательского бизнеса, кинематографа и мероприятий. Специалист, работающий в этой области, должен разбираться в искусстве, экономике, маркетинге. Профессия с элементами креатива и творчества – то, чего мне не хватает в моем основном образовании.
— Как вы начали коллекционировать винтажный фарфор?
— Ой, это было неожиданно как для меня, так и для моих близких. Они от меня такого не ожидали. До сих пор в шоке, по-моему… Проходила мимо комиссионного магазина, зашла и пропала. Сначала влюбилась в фарфоровые статуэтки. Первой в коллекции у меня появился «Мальчик с кошкой» завода ЛФЗ. Кстати, он и изображён у меня на аватарке в ТГ. Купила я его в 2020 году, случайно, на Авито. Помните, тогда был ковид и все сидели по домам, продавцы и покупатели общались удаленно, встречаться никто не хотел. Пришлось заказать курьера и приобрести малыша вслепую. Так я и прикоснулась к прекрасному. А потом я, как человек абсолютно практичный, решила, что мне срочно нужен чайный сервиз, которым я буду не просто владеть и любоваться, но и пить из него чай! Сказано — сделано. Ну и все… Меня уже было не остановить. Зигмунд Фрейд говорил: «Если старая дева заводит собачку, а старый холостяк коллекционирует статуэтки, то таким образом первая компенсирует отсутствие супружеской жизни, а второй создает иллюзию многочисленных любовных побед. Все коллекционеры — своего рода Дон Жуаны». Так я с ним согласна полностью – все коллекционеры так или иначе пытаются завладеть как можно большим количеством редких и ценных экземпляров и не столько для пользования, сколько из-за желания обладать.
— Расскажите про свою коллекцию, наверняка, есть образцы, с которыми вы не готовы расстаться? Посуда такая разная… Золочения, яркая-расписная или, наоборот, лаконичная изящная. Какую вы любите больше всего? У вас есть любимые экземпляры?
— Как сказал исследователь и коллекционер Евгений Деменок «Каждый нормальный коллекционер должен выбрать какую-то свою нишу, в которой он будет оригинальным». Что касается меня, то до коллекционирования я пока не доросла, мне больше нравится термин «собирательство». Так вот, когда я только встала на путь собирательства, мне хотелось купить все, что нравилось. Да и что греха таить, я так и делала. Сейчас, по мере получения новых знаний и сокращения свободного места, я выбрала для себя основное направление как для собирательства, так и для дальнейшего более глубокого изучения. Это советский фарфор периода 1950-1960-х годов (так называемый период «оттепели»). Кто-то говорит, что самая лучшая стратегия — покупать примерно каждую третью вещь, которую хочется купить, кто-то считает, что приличный коллекционер должен выбрать одну нишу на всю жизнь и быть верным только ей, а я приверженка того, чтобы не становиться заложником стереотипов и собирать те предметы, которые нравятся. Да, пусть это будет не коллекция в классическом понимании этого слова, но зато сколько положительных эмоций она тебе доставит, и как ты будешь наполнен счастьем, обладая именно теми предметами, которые с тобой созвучны. По поводу любимых экземпляров, опять же как ответил Евгений Деменок на вопрос о самой интересной или необычной работе в его коллекции картин: «Самой интересной нет, интересных много». И я с ним, пожалуй, соглашусь.

— А почему именно советский фарфор периода 1950-1960-х годов? Чем вам нравится?
— Нравится лаконичностью. Я как человек прямолинейный, видимо, люблю простые понятные формы. Период оттепели характеризуется возникновением новых форм в стиле минимализма, которые при кажущейся простоте завораживают. Особое искусство при этом – удачное сочетание формы и росписи /декора. И сегодня художественный язык фарфора эпохи оттепели не утратил актуальность. К тому же существуют настолько редкие предметы того периода, выпускавшиеся ограниченными партиями и не поступившие в массовую продажу, искать и обладать которыми сродни участвовать и соревнованиях и выиграть приз.
— На своём канале в Телеграм вы рассказываете про разницу между антиквариатом и винтажными предметами. Есть ли в вашей коллекции антиквариат? Какой самый редкий экземпляр вы когда-либо держали в руках?
— Для начала я хочу сказать пару слов про свой ТГ канал, вернее, для чего я его создавала. В отличии от большинства ТГ каналов по фарфору и винтажу, цель создания моего канала отнюдь не коммерческая. Так случилось, что у меня появилась потребность делиться своими знаниями, мыслями, да и просто событиями из жизни. У меня для этого есть все необходимое – желание, знания, любовь к фарфору и мой прекрасный город, который располагает к познанию и красоте. У меня сейчас настолько интересные подписчики, разных возрастов и из разных городов, благодаря которым я узнаю много нового. Мы обсуждаем разные темы, как в сфере искусства, так и просто житейские моменты, делимся впечатлениями от выставок (так как все в разных городах), рассказываем про свои интересные находки. Так что нас объединяет не только фарфор, а любовь ко всему прекрасному, а главное – любовь к жизни. Что касается винтажа и антикварных предметов, главное, чтобы они вызывали положительные эмоции. Сама я больше склоняюсь к винтажу, потому что все еще есть возможность найти его в превосходной сохранности. Для меня состояние предмета играет очень важную роль. Антиквариат тоже встречается в прекрасном состоянии, но уровень цен на него уже несколько иной. Учитывая, что винтаж – это предметы старше 20-30 лет, а антиквариат – это предметы старше 50 лет, то в моей коллекции в основном винтаж, хотя антикварные вещи также имеют место быть. Но очень скоро коллекция станет антикварной.

— А винтажный фарфор нужно как-то особенно хранить? Есть какие-то обязательные требования к уходу за ним, чтобы продлить жизнь максимально долго?
— Именно по условиям хранения и температурному режиму особых требований нет. У многих оставшееся наследство от родственников хранится десятилетиями, например, в гараже, в условиях перепада температуры и порой в антисанитарных условиях – и ничего страшного с предметами не происходит. Единственный нюанс, который необходимо отметить, это то, что не стоит мыть фарфор в посудомоечной машине регулярно. Конечно, от нескольких раз ничего не произойдет, но при регулярном мытье в посудомойке позолота облезет, а рисунок (особенно, если ручная роспись) поблекнет. Ну и про микроволновку также напомню – с золотой отводкой, а винтажная посуда почти вся с золотой отводкой, предметы в микроволновую печь ставить нельзя!
— Что за клейма мы видим на посуде? Что они означают? Влияют ли они на цену экземпляра?
— Клеймо на фарфоре предназначено для определения производителя, места и времени создания изделия, а также его подлинности. Это краткая надпись с названием, монограмма или эмблема-картинка, которая служит личной подписью фабрики, мануфактуры, мастерской, где изготовлена фигурка, шкатулка или посуда. Существуют марочники и справочники клейм фарфора разных заводов-изготовителей, по которым можно узнать историю предмета. Если говорить про советский фарфор, то, например, красное клеймо соответствует первому, синее – второму, а зеленое – третьему сорту изделия, соответственно. Изделиям второго или третьего сорта могут быть присущи незначительные производственные дефекты – неровности глазури, печные точки и т.д. Поэтому предметы с красным клеймом ценятся выше, особенно если речь идет о мелкой пластике (статуэтках) или коллекционной посуде.
— Кто ваши покупатели? Любители красивых предметов интерьера для дома или фанаты винтажа и коллекционеры?
— Мои покупатели – это люди, для которых фарфор, так или иначе, не пустой звук. Кто-то хочет восполнить мамин сервиз утраченной чашкой, а кто-то приобретает великолепный набор посуды эпохи «тех времен» для дружных семейных чаепитий, другие пополняют свою коллекцию, чтобы сохранить воспоминания для будущих поколений. Знаете, как трогательно, когда покупатели благодарят тебя за то, что они смогли вернуться в детство, восполнив или купив сервиз, который когда-то стоял в серванте у бабушки или мамы. Так или иначе, чувствуешь себя волшебником, пусть и на самую капельку.

— Отличается ли русский фарфор от другого фарфора? Чем? Есть ли спрос у иностранцев на русский фарфор?
— Согласно временным периодам русский фарфор – это фарфор до 1920-х годов. Зарождение советского фарфора пришлось на 1920-е годы, когда в СССР начали появляться первые фарфоровые заводы. Тогда же был национализирован Императорский фарфоровый завод. В это время фарфор стал не только предметом роскоши‚ но и средством пропаганды и агитации. На фарфоровых изделиях изображались революционные лозунги и символы СССР. Если говорить об отличии русского / советского фарфора от иностранного, например, немецкого или китайского, то они, конечно, существуют. Это и рецептура фарфоровой массы, и нюансы произведённого процесса, впоследствии влияющие, например, на цвет изделий. Так, европейский фарфор отличался от китайского тем, что он был более плотным и грубым, не так прозрачным и изящным. По поводу востребованности фарфора – многое зависит, конечно, от завода-производителя. К примеру, изделия ЛФЗ советского периода, являются желанными во всем мире и пользуются огромным спросом до сих пор. И с каждым годом интерес к винтажному, как советскому, так и европейскому фарфору, только растет.
— А какие ещё мировые производители винтажного фарфора особенно интересны и желанны для коллекционеров?
— Ох, это вопрос вкусовщины – кому что больше нравится. Одни собирают венгерский Herend, другие предпочитают немецкий Weimar или Reichenbach… Сейчас очень популярно собирать дореволюционный фарфор – Кузнецова, Гарднер и пр. А многие увлеклись рижским фарфором, который в последние годы стал необычайно популярен. Как я и говорила ранее, главное — чтобы предметы радовали.
— Когда я раньше ездила к сестре в Ригу, то видела среди прочего и винтажный фарфор в лавках. На рижский фарфор есть спрос?
— Да, есть, и еще какой! Но не на все, а на предметы послевоенного периода, например, такие сервизы как «Лайма», «Рубенс», «Майя» и, кстати, сервизы периода оттепели – знаменитая космическая «Сакта», лаконичная «Марийка». Без преувеличения могу сказать, что такого рода сервизов, особенно в редкой росписи (рижские сервизы называются не по росписи, а по форме), стали объектами вожделения для многих коллекционеров. Подобного рода интерес к ним возник около 4-5 лет назад и с каждым годом только растет.

— А из какой посуды вы трапезничаете дома? Мне представляется, что у коллекционеров и на кухне и в гостиной находится красота.
— Какое заблуждение! Красота, конечно, водится, но в основном за стеклом или в коробках. В повседневной жизни в моей семье пользуемся удобной в использовании посудой – это та посуда, которую можно и не жалко мыть в посудомоечной машине. Но по праздникам стол сервируется в лучших традициях с использованием красивой посуды, столовых приборов, фужеров для вина и ваз. Очень люблю использовать вазы на высоких ножках – для подачи бутербродов, тарталеток, фруктов, так как это экономит пространство на столе и очень украшает сервировку.
— А как вы относитесь к современной фарфоровой посуде? Признаете ли ее?
— Очень хорошо отношусь, особенно при ежедневном использовании. Она удобна – ее можно использовать в микроволновке, а также мыть в посудомоечной машине. Такие процедуры были бы убийственны для старого фарфора, но некоторым видам современного они не страшны из-за особенностей нанесения краски. Но, если на посуде, даже современной, есть золотой рисунок, который обычно наносят в последнюю очередь, поверх глазури, то такую посуду не стоит испытывать микроволнами, высокой температурой и химией в посудомойке.
— Где вы находите экземпляры в коллекцию?
— Как настоящие грибники не раскрывают свои грибные места, так и коллекционер / собиратель не рассказывает, где он приобретает экземпляры в свою коллекцию. Да и, на самом то деле, одного такого места и не существует. Я встречаю интересные для меня предметы в самых разных местах, таких как комиссионные магазины, скупки, блошиные рынки и Авито. А однажды купила чудные чайные пары и прекрасную вазу у бабушки, которая торговала рядом с почтовым отделением. Я считаю, когда увлечение искреннее, то предметы сами тебя находят.
— А подделки в этой сфере существуют? Или никто особо таким не занимается?
— Подделывать посуду пока экономически невыгодно, хотя периодически на торговых площадках мелькают «дореволюционные» сервизы-новоделы фабрики Гарднер. Но мелкую пластику, то есть статуэтки, особенно редкие, дорогие, популярные сейчас активно подделывают. Учитесь отличать оригинал от подделки и будьте предельно бдительны!
— Что вас вдохновляет? Вообще какие смыслы и образы вам нравятся, вас наполняют?
— Меня вдохновляет заниматься изучением и собирательством в первую очередь то, что это безумно интересно и познавательно. Ведь по фарфору можно изучать историю и культуру разных стран. По поводу смыслов и образов – не ищу их, я выбираю предметы по простому принципу «нравится/не нравится». Если вещь наполняет меня позитивом, приносит мне положительные эмоции и радует меня, то я ее куплю, пусть она совсем и не вписывается в концепцию собираемых мной предметов.

— Что касается современной моды, у вас есть любимые бренды? За кем следите из мировых, российских? Как сами одеваетесь и какие аксессуары любите?
— Вы знаете, в выборе одежды, как и в собирательстве, я также руководствуюсь принципом «идет / не идет». У меня есть как копеечные кофточки, с которыми я не могу расстаться десятилетиями, так и дорогие вещи. Но и те и другие приносят мне одинаковое удовольствие, потому что они мне нравятся. Если говорить о современных брендах, то пока моим фаворитом в одежде остается Анна Верди, а обувь я ношу исключительно бренда «Эконика», так как она для меня наиболее комфортна.
— Что для вас фарфор? Страсть, хобби, увлечение, которое стало частью жизни?
— Без преувеличения я могу сказать, что фарфор для меня – это неотъемлемая, очень важная часть жизни. Увлечение фарфором открыло глаза на те вещи, на которые раньше я не обращала внимания и не придавала значения. Я стала больше читать, ходить на экскурсии и в музеи не просто так, а с определенной целью. Кроме того, я приучаю детей любить и узнавать фарфор, изучать его, интересоваться им. Поэтому да, на сегодняшний день фарфор – это общее увлечение всех членов моей семьи.
— Как муж и дети относятся к вашему собирательству? Тоже начали разбираться в винтажной посуде?
— Как и моя мама, муж и дети солидарны со мной и увлечены процессом изучения фарфора. Например, дети различают клейма разных заводов, а муж вместе со мной штудирует каталоги и проходит образовательные курсы. Поэтому мне крупно повезло, что моя семья – это мои единомышленники.
— Какие планы у вас как у коллекционера? О чем мечтаете?
— Планы я не строю, потому что знаю и помню выражение «хочешь рассмешить бога расскажи ему о своих планах». А вот об интересных экземплярах в коллекцию мечтаю.

— Что бы вы пожелали людям, которые только начали интересоваться винтажными фарфоровыми предметами?
— Ничего не бояться и слушать свое сердце и интуицию. Если предметы радуют, то Вы на правильном пути. Поначалу будет хотеться всего и сразу! Это не страшно, главное – получать удовольствие от процесса и не предавать себя.
Телеграм-канал героини: https://t.me/farforvintagespb