Искусствовед, художник, основатель онлайн-академии Baybeka Art Academy Наталья Байбекова о влиянии детства и татарском роде Байбековых, о важности образования для художника; и почему так важно участвовать в сохранении культурного кода.
Эта беседа стала для редакции особенной, не часто удается поговорить об искусстве и профессиональном пути с человеком образованным, цельным и фундаментальным — хочется слушать и записывать каждое слово.
Наталья Байбекова — искусствовед, человек больших и глубоких знаний, кажется, что она может разобрать на атомы любой стиль и технику, при этом она талантливый художник, от чьих картин исходит настоящая магия. На мой взгляд, именно соединение знаний и творческой гениальности, системы образования и эмоционального интеллекта — все это и делает некоторых художников особенными.

Картины Натальи отличаются эстетикой русского народного искусства. Не зря их можно увидеть на выставках государственных исторических музеев. А ещё художница ведет свой Телеграм-канал “Baybeka об искусстве”, где рассказывает о многогранности русской культуры и не только. Там ещё много всяких интересных деталей можно прочитать, например, о происхождении знакомого всем нам петушка на палочке, главном фигуранте картины Натальи — «Восточные дороги».

Пусть вас не смущает размер беседы, она читается на одном дыхании. А чтобы подразнить читателей, добавлю, что разговор этот следует читать, смакуя, конспектируя, разбирая на цитаты и фразы, потому что каждый, даже если он не собирается становиться художником, найдет здесь недостающие пазлы к собственной картине мира. Давайте знакомиться с Натальей!
Здравствуйте, Наталья! Первый вопрос, конечно же: говорят, что все идет из детства. А как у вас? Каким ребенком вы были, в какой семье росли, чем увлекались?
Здравствуйте! Я родилась и выросла в Петербурге, на Васильевском острове, в семье профессиональных художников. Мой отец был фотографом, мама — театральный художник. Наш дом находился в пространстве папиного фотоателье — это была не только его мастерская, но и наша повседневная среда. Я буквально жила среди оборудования, декораций, света. Для меня это было нормой. По ночам мы с папой печатали фотографии в фотолаборатории. Я хорошо помню мягкое красное освещение, запах фотохимии и тот момент, когда изображение медленно проступает на бумаге. Это были наши будни. Мама работала в театре, создавая декорации и костюмы. Я часто бывала рядом, помогала, наблюдала за тем, как из идей рождаются сложные визуальные решения.
Вот это да! Искусство было в каждом дне вашего детства!
Да, и мой опыт с раннего возраста дал мне чёткое понимание, что искусство — это не спонтанность и не хаотичный полет фантазии, как может казаться со стороны. Это дисциплина, системный подход, внимательность и глубокое знание структуры изображения. Цвет, композиция, форма подчиняются четким законам, как физика или архитектура. Это осознание даёт художнику настоящую свободу — не зависеть от вдохновения, а опираться на профессиональный навык.

Именно этот навык основа вашей работы?
Да, и метод, который я развиваю в моей онлайн-академии Baybeka Art Academy. Я учу студентов не просто создавать визуальные образы, а выстраивать их осмысленно, с вниманием к структуре и контексту. Мое детство в фотоателье стало моим фундаментом. Оно научило меня, что художник — это человек, который мыслит системно, берёт ответственность за свою работу и создает не случайные образы, а осмысленные произведения, встроенные в контекст жизни и времени.
Где вы учились? Кто по образованию?
По образованию я искусствовед и художник. Закончила Санкт-Петербургскую академию художеств им. Репина как искусствовед. Это учебное заведение с невероятной историей и очень высоким уровнем преподавателей — ведущие искусствоведы страны, авторы фундаментальных трудов по истории искусства, чьи книги стояли в нашем доме с детства. Для меня было честью учиться у таких людей лично. Также я проходила обучение в Везувианском институте в Италии, который находится недалеко от Неаполя. Там я изучала культуру и искусство в международном контексте, что позволило мне расширить профессиональный кругозор и взглянуть на искусство с позиции европейских традиций. Но особенно я горжусь своим образованием в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, где получила диплом художника. Мне посчастливилось изучать живопись и рисунок у заведующих кафедрами и профессоров высочайшего уровня. Моим дипломным руководителем стала Наталья Дзембак, декан художественного факультета. Это был ценный и глубокий опыт индивидуальной работы, за который я особенно благодарна. Эти ступени образования дали мне комплексное понимание искусства: от научного анализа и истории до практики создания и разработки художественных проектов.
Такой вопрос: как вы считаете, для художника обязательно наличие образования?
Я убеждена, что художественное образование необходимо. Чтобы объяснить почему, приведу простую аналогию. Представьте человека, который садится за фортепиано, не зная нот, без чувства ритма и гармонии. Он случайно нажимает клавиши, «бренчит», и даже непрофессионалу становится ясно: этот фальшивый и случайный набор звуков. Музыка обнажает несостоятельность мгновенно — слух не обманешь. С живописью иначе. Она «молчит». Картина с грубыми ошибками в композиции или цвете не будет «звучать» фальшиво — её можно проигнорировать или списать на «особенный стиль». Но для профессионального взгляда разница так же очевидна, как между какофонией и симфонией. Картина, сделанная без понимания законов изображения, вызывает тот же внутренний дискомфорт, как и фальшивая мелодия. Поэтому базовое художественное образование важно. Но сегодня университет — не единственный путь. Мы живём во времени, когда доступ к знаниям стал легче. Публикации, мастер-классы, лекции ведущих преподавателей доступны широкой аудитории.


А это не создает иллюзии у людей? И если да, то какие?
Я выделю две большие иллюзии. Первая — что можно учиться у кого угодно. Когда человек берёт знания у непрофессионалов, не понимающих основ композиции, анатомии, цвета, он рискует перенять ошибки, которые затем транслируются в его работе. Изображение, как и музыка или архитектура, подчиняется законам. Их нарушение делает работу визуально «фальшивой», даже если зритель не всегда может объяснить почему. Вторая иллюзия — что знания можно собирать хаотично. Без системы они не формируют целостной картины, и человек, изучая фрагменты, не может стать мастером. Университетская школа хороша тем, что дает стройную методологию. Именно этой системности я и сама уделяю большое внимание в Baybeka Art Academy, которая, при этом, создана для всех желающих. Я принципиально не предлагаю разрозненные курсы: мой образовательный проект — это целостная платформа, выстроенная по логике полноценного обучения. Мы приглашаем спикеров из Русского музея, Эрмитажа, успешных дизайнеров и художников, к которым иначе сложно получить доступ.
А насколько в России сильное образование? Уместно ли сравнивать с теми знаниями, которые дают в других странах? Или стоит рассматривать их как дополнение к базе?
Российское художественное образование обладает мощной традицией, уходящей в историю. Это система, построенная на глубоком знании академической живописи и рисунка, с выдающейся техникой и вниманием к мастерству. Я знаю художников, которые у нас считались средними, но на международных площадках их воспринимают как выдающихся мастеров. В российской школе особое место занимает трудолюбие и стремление к совершенству. Это буквально встроено в наш культурный код. Но у этой системы есть своя особенность: она сосредоточена на ремесле и мастерстве, но почти не затрагивает вопрос о том, что художник должен делать со своими знаниями после выпуска. Как формировать личный бренд, как взаимодействовать с галереями, как работать с заказчиками — всему этому, как правило, не учат. Поэтому многие выпускники оказываются с фундаментальными знаниями, но без понимания, как их применить в реальной жизни. Западная система, наоборот, больше фокусируется на том, как встроиться в арт-рынок. Она менее глубока в техническом плане, но даёт больше инструментов для профессиональной реализации художника в современном мире. Это не вопрос «что лучше», это просто разный фокус. Я для себя, как создатель образовательного проекта, также поставила задачу учесть обе эти стороны: дать студентам не только системные знания и навыки, но и понимание, как применить их за пределами мастерской. Как сделать своё искусство востребованным, где найти своего зрителя и как выстроить карьеру художника в реальном, современном мире. Художник — это профессия, которая требует не только мастерства, но и ясного понимания своей роли. Это человек, который создает смыслы и образы, влияющие на восприятие времени и общества. Искусство может и должно быть полезным: вдохновлять, открывать новые взгляды и быть частью реальной жизни, а не существовать в стороне от неё.
А как вы начали писать картины? В какой момент поняли, что вы художник, и это ваше ремесло, призвание?
Живопись — это закономерное развитие моей жизни. Но к осознанному созданию произведений в собственном стиле я пришла не сразу — до этого этапа нужно было дорасти. Сейчас я продолжаю находиться в процессе его развития. Путь поиска уже стал для меня понятным, но при этом он всё ещё открыт, и я уверена, что это процесс на всю жизнь. В этом, наверное, и есть прелесть работы художника — с интересом открывать собственную «шкатулку», в которой всегда есть что-то новое.
У вас есть узнаваемый почерк. Откуда вы черпаете вдохновение? Какие смыслы и образы вам нравятся?
Мне приятно, что мой визуальный почерк воспринимается как целостный и узнаваемый. Это результат осознанного пути, и для меня это одно из ключевых качеств профессионального художника. Мой стиль сложился не случайно: он соединяет в себе декоративную плоскость и реалистичную трактовку. Это не просто прием, а способ говорить о том, что важно для меня в искусстве и в понимании мира. Вдохновение для моих работ рождается из глубокого интереса к культурному коду России. Я ощущаю с ним прочную, личную связь. Несмотря на то, что я русская, мои корни уходят в древний аристократический татарский род Байбековых — это Касимовские татары, которые получили свои земли от царя Михаила Фёдоровича. Мой отец родился в том же месте, где жило это аристократическое татарское сообщество. Для меня это наследие важно, и я горжусь своей фамилией и историей рода.


Да, это даёт потрясающую отправную точку художнику.
И эта многослойность идентичности формирует мой интерес к русской культуре как к пространству пересечения множества традиций и смыслов. Русский культурный код многогранен: в нём сплетаются восточные и западные влияния, глубокие смыслы и древние символы. Меня вдохновляют орнаменты, декоративные элементы, символика, которые я изучаю как визуальное ДНК культуры. Эта сложность и многогранность отражается в моём визуальном языке. В своих картинах я соединяю два мира — декоративную, почти плоскостную структуру, и реалистичную, объемную трактовку. Это даёт возможность говорить о пространстве, которое находится между двумя измерениями: осязаемым и тем, что за его пределами.
Расскажите немного про центральные темы ваших работ, они четко прослеживаются. Например, границы вечности. О чем это? Картины побуждают размышлять.
Меня всегда интересовала тема перехода — смены мерности, границ жизни и вечности. Для меня это не о смерти в прямом смысле, а о понимании иной, потусторонней реальности, существующей параллельно нашей. В этом контексте центральный образ моих работ — женщина. Я воспринимаю её как связующее звено между двумя мирами. Женщина, как архетип, связана с темой перехода, потому что она несёт в себе способность быть проводником: между рождением и вечностью, между земным и духовным. Поэтому пространство моих картин остаётся открытым для интерпретации: оно не привязано ко времени или конкретному месту, но всегда точно выстроено и подчинено внутренней логике композиции. Для меня важно, чтобы зритель, соприкасаясь с моими работами, чувствовал эту тонкую границу между видимым и невидимым, между материальным и вечным.
Кто вас поддерживает? Расскажите о самых значимых людях в вашей личной и творческой жизни?
В первую очередь — я сама. Это не просто красивая фраза, а навык, который я развивала осознанно. Если ты не умеешь быть себе опорой, верить в свои решения и уважать собственный путь, никакая внешняя поддержка не поможет — она просто пройдет мимо, как вода сквозь пальцы, или поможет лишь на время. Во внешнем мире моя главная поддержка — мой муж. Я уверена, что так и должно быть. Иначе зачем вообще нужен муж, если он не живёт с абсолютной уверенностью в том, что ты лучший человек на свете? Но в основе всегда остаётся отношение к самому себе. Важно быть уверенным в человеке, чью жизнь ты живешь. Быть на своей стороне, уважать себя и заботиться о себе — это то, что даёт внутреннюю опору и настоящую свободу.

Хочется спросить вот ещё что. Вы не просто мастер, работающий в стол, вы настоящий художник, искусствовед. Какие течения в искусстве вам нравятся? Стили, техники, художники?
Честно говоря, я не рассматриваю искусство с точки зрения «нравится — не нравится». Для меня каждое направление, эпоха и техника — часть единой живой системы, в которой всё связано между собой. Искусство — это культурный код и своеобразная машина времени. Оно даёт возможность буквально заглянуть в мышление, философию и эстетику той эпохи, в которой было создано. От ренессанса до концептуализма — каждый стиль стал необходимым этапом в развитии визуального языка. Для меня ценен буквально каждый период: без одного не возник бы другой. Больше всего меня вдохновляет именно эта постоянная трансформация — то, как искусство отражает свое время и меняется вместе с ним. Я рассматриваю его не как набор вкусов или предпочтений, а как стройную систему образов и смыслов. Такой подход даёт объёмное понимание культурных процессов и помогает увидеть, как современное искусство продолжает этот общий визуальный диалог, сохраняя связь с прошлым.
У вас есть любимые ваши картины?
Хочется верить, что мои самые важные и любимые работы ещё впереди. Всё, что создано сегодня, я воспринимаю как начало чего-то большего. Моё отношение к собственным произведениям сильно изменилось после того, как я нашла свой стиль. Это совсем другой уровень взаимодействия: я вижу продолжение своих взглядов, ощущений и восприятия мира. Думаю, это одно из главных богатств, которое может быть у художника. При этом я не испытываю восторга на каждом этапе. Напротив, когда начинаю обдумывать новую картину, чаще чувствую раздражение и порой даже злюсь: идея складывается не сразу, требует времени, сосредоточенности, экспериментов. Мне важно, чтобы каждая работа органично продолжала общий визуальный язык и оставалась частью единой истории, которую я рассказываю через своё искусство. Сам процесс редко бывает лёгким. Я сознательно выбираю сложные задачи, многослойные композиции, насыщенные декоративные элементы. Это требует терпения и монотонной работы, на которую себя приходится настраивать. Но иначе не получается — такой подход для меня естественен.
А когда вы начинаете чувствовать, что любите картину?
Любовь к картине приходит в момент завершения. Когда я вижу, что сделала именно то, что задумывала, могу спокойно отпустить работу и с интересом наблюдать, как она начинает жить своей жизнью за пределами мастерской. Наверное, в этом и есть моя любовь к своим картинам: быть честной в процессе, делать работу настолько хорошо, насколько могу на этом этапе, и двигаться дальше.
Как вы относитесь к популярному сегодня явлению как коллаборации? Хотели бы и с кем?
Коллаборации мне действительно интересны. Это не только способ расширить аудиторию, но и возможность увидеть свои работы в новом контексте. Взаимодействие с другими мирами и дисциплинами открывает неожиданные грани, придаёт новым смыслам форму и запускает для произведений совершенно иную жизнь. Сейчас я работаю над двумя такими проектами. Первый — совместно со студией дизайна мебели Forma 21 Алексея Иванова. Мы создаём коллекцию интерьерных ширм, в которых используются мои авторские решения. Мне интересен этот опыт: адаптировать живопись в прикладной дизайн сохраняя её характер.
А второй проект?
Второй проект — коллаборация с российским композитором Ильёй Бешевли и его альбомом INRU, основанным на народных интонациях от Сибири до Юга России. Сейчас я работаю над анимированными версиями своих картин, которые станут частью визуального сопровождения отдельных композиций. Это удивительный опыт — видеть, как статичные изображения оживают на моих глазах, переходят в новую визуальную форму. Для меня это совершенно другой взгляд на собственное искусство. Если говорить том, с кем бы я хотела создать коллаборацию в будущем, то особенно близка идея сотрудничества с российскими мануфактурами и брендами, связанными с историей и традиционными художественными промыслами: Императорским фарфоровым заводом, Крестецкой строчкой, Гжельским фарфоровым заводом, а также с современными дизайнерами, работающими с визуальной русской культурой. Мне важно участвовать в сохранении и переосмыслении культурного кода, находить для него новые формы и звучание сегодня. Но, пожалуй, самые интересные коллаборации — те, которые невозможно предугадать. Они возникают на пересечении дисциплин, создают новые смыслы и позволяют обеим сторонам увидеть своё искусство в неожиданном свете.

Если бы была возможность выбрать, в какой исторический период родиться, какой бы вы выбрали? Почему?
Мне кажется, я и выбрала. Конечно, я не знаю, как именно мы приходим в этот мир, и не хотелось бы чрезмерно романтизировать эту тему, но всё вокруг подчиняется слишком продуманной системе закономерностей, чтобы быть случайностью. От идеальных пропорций золотого сечения и музыкальных гармоний до физических законов цвета и структуры ДНК. Даже события в нашей жизни, которые поначалу кажутся случайными или хаотичными, со временем оказываются важными точками опоры и связующими узлами нашей личной истории. Думаю, каждый хотя бы раз ощущал эту скрытую логику происходящего. Я верю, что мы появляемся именно в то время и в том месте, где можем реализовать свой потенциал. Возможно, этот выбор мы делаем сами. Прошлые эпохи мне искренне интересны — я с уважением изучаю их наследие. Но жить и создавать я хочу именно сейчас. Это время дает мне возможности, которых не было бы в другие периоды, и я чувствую, что оно подходит мне идеально.

Канал Натальи о том, как понимать искусство, научиться рисовать и стать частью арт-мира: t.me/baybeka_academy