Мир моды – это страшный снобский мир

Что делает специалиста индустрии моды настоящим, что представляет из себя современная культура и каково наследие российской моды? Об этом и не только в нашей статье о признанном знатоке моды и стиля Тиме Ильясове

Мир моды – это страшный снобский мир

Тимур Ильясов – исследователь моды, преподаватель в ведущих московских ВУЗах и большого количества курсов для стилистов, ведущий реалити-шоу «Подиум» и автор книг и статей о моде. О нём не найти страничку в Википедии, он не рассказывает о своём детстве и личной жизни. Зато может рассказать о моде и стиле столько, что начинаешь думать, что Википедия загружена в него.

Его биография на просторах интернета удивляет скромными размерами и минимумом информации. Известно, что Тимур родился в Татарстане, высшее образование получил в Москве на кафедре кинодраматургии сценарно-киноведческого факультета ВГИКа. Остальное остаётся покрытым дымкой неизвестности. Даже возраст эксперта невозможно найти.

В 2012 году Тим основал проект «Материальная культура», в котором исследует культуру различных вещей, берёт интервью у деятелей индустрии моды. С 2016 по 2018 год был главным редактором бизнес-журнала «Fashionograph».

Проект «Подиум»

Мир моды – это страшный снобский мир

Реалити-шоу «Подиум» с ведущими Марией Миногаровой и Тимом Ильясовым завоевало своих поклонников с первых выпусков. Молодые талантливые дизайнеры боролись за звание лучшего. Информации о новом сезоне, пока нет. Но Тимур успел проявить себя, как эксперта с большой буквы. Его знания в истории моды, истории мировых дизайнеров и их модных домов, а также понимание современных тенденций впечатляли зрителей и завораживали участников проекта. Участники неоднократно за проект рассказывали в своих интервью о том, как им помогало наставничество Тима и его знания и чувство стиля.

Сам Тимур считает это результатом бесконечной работы над собой, над самообразованием и саморазвитием. Он посещает все выставки моды, все музеи моды по всему миру. Обладает огромной библиотекой дома и всегда берёт книги с собой в путешествия. А ещё он коллекционирует журналы мод разных стран и времён.

В принципе, настоящего специалиста индустрии моды делает не образование, которое он получил где-нибудь в ВУЗе, а самообразование.

О последних коллекциях на Неделях моды и современной культуре

Тим полагает, что придуманность – это вообще не про современную моду. А также, что вся современная мода, как и в принципе вся современная культура, существует в контексте метамодернизма и интертекста. Интертекстуальность, или интертекст – это изменение смысла текста другим текстом либо с помощью преднамеренных композиционных стратегий, таких как цитирование, плагиат, перевод, стилизация или пародия, либо взаимосвязями между сходными или родственными произведениями.

Мир моды – это страшный снобский мир

«Можно говорить о прекрасном показе Celine с Эди Слиманом. Многие критики старого эшелона его недолюбливают, особенно в Celine. Потому что принято любить Celine с Фиби Фило и не любить Celine с Эди Слиманом. Но это прекрасная цитатность, это отсылки к великим стильным женщинам второй половины двадцатого века. Он цитирует образ Лулу де ла Фалез, музы Ива Сен-Лорана, цитирует образы Бьянки Джаггер, дивы 70-ых и 80-ых годов. И это очень круто, потому что мы, цитируя 70-ые и 80-ые, обрабатывая эту эпоху, создаём что-то решительно новое. Можно говорить, что Balenciaga и Vetements – это что-то новое. Но нет. То, что делает Демна Гвасалия в Balenciaga, и то, что он делал до этого в Vetements, это тоже бесконечная интерпретация, переработка, стилизация старого. Единственное, что совсем новое можно назвать в последних коллекциях, это микросумки Жакмюса. Который создал тренд на ироничные микроаксессуары. Опять же Jacquemus прогулял Неделю моды в этом году и, может быть, правильно сделал».

Современный театр, современное кино, современная литература – это интертекстуальная культура. И мода такова.

Отношение к российской индустрии моды

Мир моды – это страшный снобский мир

В этом вопросе Тим категоричен: «В России есть мода и нет индустрии моды». Он выделяет заметный рост и развитие моды в нашей стране, но не видит самой индустрии, как коммерческого продукта. Нередко достижения российских учёных и творцов оставались лишь нереализованными открытиями и наработками. Чаще всего массовое производство и мировую известность они приобретали, благодаря деятелям из других стран.

«Мы умеем изобретать, умеем задавать векторы в науке, культуре, искусстве и моде, но мы не умеем делать из этого промышленность. То, что изобретают русские, из этого потом американцы, шведы, французы, испанцы и кто-нибудь еще делают бизнес, делают продуктом. Тоже самое было с модой и было всегда, когда русские задавали тон мировой культуре или мировой одежде».

Россия – страна идеи, страна созидателей, но не страна производителей.

При этом Тим считает, что такова наша история, и мы продолжаем ей следовать. Многие помнят развитую лёгкую промышленность во времена СССР. Но всё же это была текстильная промышленность, производящая самые простые и дешёвые ткани, а производство одежды работало на количество, а не качество.

Мир моды – это страшный снобский мир

Среди советских художников-модельеров Тим выделяет Тамару Файдель, Александра Игманда, Светлану Качарава, Тамару Мокееву и Вячеслава Зайцева. Но то, что они придумывали, работая в Общесоюзном доме моделей, не производилось фабриками. Фабрики делали упор на то, чтобы одеть многомиллионную страну. А мода еще с царской эпохи всегда была французской, английской и немецкой.

Советская индустрия моды, если её можно так назвать, и текстильная промышленность – это слёзы и боль.

О будущем профессии стилиста

Тимур не позиционирует себя, как стилиста. Он – исследователь моды. В качестве эксперимента, развлечения или в рамках каких-то проектов он может заняться стилизацией, но это не является его профессией. Его путь в индустрии моды начался с самых низких позиций: на первом курсе ВГИКа он работал стаффом на неделе моды. И за всё время он успел поработать на самых разных позициях, его путь был долгим и непростым.

Сейчас Тимур уже сделал себе имя в определённых кругах, но его по-прежнему беспокоит отношение к нему некоторых именитых коллег, которых он сам уважает и ценит их мнение.

«Некоторые считают, что я слишком ушёл в народ. Я приезжаю на съезды стилистов, например. Для определенного сегмента большой люксовой моды – это грехопадение. Я в этой ситуации, примерно в той же лодке, что и Александр Рогов. Только Рогов совсем массовый герой, а я такой вот «полулюксовый». Точно также Александра Васильева в профессиональной, вот этой снобской среде, недолюбливают. Но при всем при этом его обожают миллионы женщин. Он приезжает в любой город, и там тысячи почитательниц. Я его тоже очень уважаю».

При этом Ильясов подчёркивает, что ценит Васильева как раз не за передачу на Первом канале, а за все исторические исследования, которые он сделал. Благодарен ему за написанные им книги и собранную им бесценную коллекцию моды.

Мир моды – это страшный снобский мир

Что касается самой профессии стилиста, то здесь у Тима есть мнение, что будущее за новыми нишами и направлениями. Например, виртуальный рынок, то есть виртуальный подбор одежды, рынок будущего, который сформируется в процессе десятилетия. Или рынок временной одежды, то есть гардероб, который можно предоставить другим в аренду.

«Сейчас всем нужно переодеваться ярко, много, для блога, для мероприятий, для поездок. Но никто не хочет хранить много одежды. Во-первых, это не экологично. Во-вторых, это неудобно. И стилист, который будет способен предоставлять вам новые образы каждую неделю, а потом их куда-то передавать дальше, вот это пустая ниша. Есть сервисы аренды, есть люди, которые с этим работают, но это единственная ниша, которая будет развиваться. Персональный шопинг – забыли. Это грех, почти смертный.»

Единственные стилисты, которые нужны индустрии сейчас – это рабочие лошадки, стилизующие миллион фотографий для интернет-магазинов. Это когда вы не ходите в красивых изысканных комплектах, а ходите в трениках и футболке, и с утра до ночи одеваете моделей.

Как считает Тимур, профессия стилиста не требует соответствия внешнего вида. Многие известные стилисты, настоящие профессионалы своего дела выглядят очень скромно, спокойно и нейтрально. Примерами такой сдержанности во внешнем виде он называет Ольгу Михайловскую, Алёну Исаеву и Грейс Коддингтон.

«Когда ты работаешь на индустриальном уровне, то ты должен быть специалистом с правильной репутацией и правильной биографией, а как ты выглядишь, уже не очень важно. Ты должен выглядеть хорошо и сдержанно, но совсем необязательно остромодно, ярко и нарядно».

Мир моды – это страшный снобский мир

О границах между мужским и женским

Тим Ильясов – признанный эксперт в мужской моде. Но что он думает об унисексе, который завоёвывает модное пространство с каждым днём всё больше? Тим заявляет, что гендерная амбивалентность в гардеробе – это самое разумное движение в моде будущего. Будущее моды в стёртых границах между мужским и женским.

И правда, сейчас большое количество разных предметов гардероба уже нельзя однозначно отнести к мужскому или женскому. Футболка, рубашка, джинсы – давно не имеют гендерной принадлежности. А оверсайз, не покидающий коллекции дизайнеров на подиумах и горячо любимый модниками всех полов и возрастов, еще больше помогает в размывании этих границ.

Мы живём в мире, где меняют стереотипы, в том числе, гендерные. Это значит, что мы свободные, и никто не имеет права никого осуждать за какой-либо выбор в одежде.

Об образовании и преподавании

Тим преподаёт разные дисциплины в самых разных образовательных проектах. У него есть свой оффлайновый курс для стилистов. Для тех, кто хочет разобраться в одежде: в качестве, в материаловедении, в товароведении. Для тех, кто хочет понимать всё в аксессуарах и одежде. Преподаёт несколько модулей по истории моды и основам fashion-журналистики для маркетологов и бренд-менеджеров в ВШЭ. Ведёт отдельные семинары и лекции в РАНХИГСе, в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Также онлайн-курс в школе StyleHunter Лины Дембиковой по истории моды. Преподаёт в Британской высшей школе дизайна. И гастролирует везде и всюду.

Мир моды – это страшный снобский мир

Его первое правило в преподавании: не быть категоричным. Он всегда рассказывает о концепциях, подчёркивая, что и другие концепции тоже есть. Никогда не диктует, какой концепции стоит придерживаться и как поступать. «Мы живём в мире, где самым ценным качеством является критическое мышление. Когда ты умеешь посмотреть на любой проект или продукт с разных сторон и оценить его критически».

Любая категоричность в образовании должна быть запрещена.

Ильясов является противником идеи о включении дисциплин о моде и стиле в школьную программу. Его аргументы просты: нельзя диктовать подростку правила самовыражения. Им нужны свои эксперименты и свой опыт.

Источники сил и вдохновения

Мир моды – это страшный снобский мир

Тим пополняет своё ресурсное состояние в хороших произведениях искусства и во дворцах и парках. Посещает театры, современные выставки и биеннале. Вдохновляется прогулками в парках. В Санкт-Петербурге выделяет время для прогулки по Стрельнинскому парку, в Москве в Кусково или Архангельском. Любит усадьбу Кузьминки или Люблино.

Есть и хобби, несвязанное с модой. Тимур лепит старушек из глины и пластика. Это занятие его расслабляет.

У него нет страхов, что его профессия перестанет быть востребованной. Говорит, у него есть призвание рассказывать истории, и он может это делать по-разному. «Я могу рассказывать истории моды и стиля, могу писать тексты и книги, могу рассказывать любым другим способом. Это могут быть сценарии, лекции о трендах, анализ трендов. Что угодно. Моя работа – очень древняя работа рассказывать людям истории». Это позволяет ему очень спокойно относиться к своему будущему и себе.

Фото из открытых источников: timiliasov

Ксения Кузнецова-Ислентьева

Автор

ПО ВОПРОСАМ СТАЖИРОВКИ: [email protected]

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76