Лилу Рами: “Арт-директор издательства должен соревноваться с самим собой”

Лилу Рами, лучший Арт-директор издательской индустрии 2024, рассказала DFR о профессии, любимых книгах, планах и мечтах.


Лилу Рами: “Арт-директор издательства должен соревноваться с самим собой”
Фото предоставлено героиней

Лилу — арт-директор популярного издательства Clever, совсем недавно попавшего в список ТОП-50. Книги, чье оформление создавалось под ее руководством, сегодня знают взрослые и дети не только в России, но и за рубежом. Мы встретились с Лилу Рами и взяли у нее интервью, которое, между прочим, получилось очень душевным — с по-настоящими творческими и талантливыми людьми разговор всегда получается как теплый плед.  

DFR: Здравствуйте, Лилу, совсем недавно вы победили во всероссийской национальной премии «Лучшие Таланты 2024» в номинации “Лучший Арт Директор издательской индустрии”. Поздравляем вас! Чем вообще вы занимаетесь как арт-директор? Что это за профессия именно в вашем понимании? 

Лилу: Как мы объясняем это внутри издательства: арт-директор отвечает за все красивое. За утверждение иллюстраторов, выбор книг для покупки у иностранных издательств, за то, как выглядят стенды на выставках и реклама в интернете, за внешний вид сайта и даже за то, какими будут социальные сети. 

DFR: Что для вас самое сложное в профессии? 

Лилу: Сложнее всего следить за огромным числом книг, хранить большой объем информации в голове и не путаться в проектах, которых с каждым годом все больше.

DFR: У вас большая команда? 

Лилу: Я управляю командой из 10 человек внутри издательства, а также курирую работу внештатных дизайнеров и иллюстраторов. 

DFR: Какие задачи вы им доверяете? 

Лилу: Я спокойно доверяю любые задачи и всегда уверена в результате. Я смогла построить отношения с ними так, что у нас не возникает споров и конфликтов, все готовы друг друга поддержать и в любой момент подхватить проект, в котором нужна помощь. За время работы арт-директором в общей сложности у меня было больше 20 дизайнеров – могу с уверенностью сказать, что найду подход к любому характеру творческой личности. 

DFR: Влияет ли работа арт-директора на продажи? 

Лилу: На первый взгляд кажется, что арт-директор далек от продаж, но от меня напрямую зависит, будет ли продаваться книга, обратят ли внимание на обложку в интернет-магазине или на полке в книжном, понравится ли книга ребенку. Я придумываю, как будет выглядеть серия, какими будут обложки, какими будут иллюстрации внутри и иногда вместе с главным редактором решаю, стоит ли вообще издавать тот или иной проект.

DFR: Как вы оказались в этой профессии? Где вы учились, как в нее пришли?

Лилу: В творчество меня втянула мама. Она художница, и я рисовала с самого детства. В 14 лет начала помогать ей и устроилась на работу в Русский Драматический Театр им. Горького в Махачкале. Мы вместе рисовали задники (огромный фон, который висит за декорациями) для спектаклей, делали декорации, костюмы, рисовали от руки рекламные баннеры и афиши, которые потом висели по всему городу. При этом я планировала поступать в мед. институт, но судьба распорядилась иначе. В 17 лет (это был 2005 год) мама перевезла меня в Москву, чтобы я поступила в МГУП (Полиграф), потому что на мои рисунки обратила внимание его выдающаяся выпускница и посоветовала выбрать именно это направление. В это же время (2006 год) мне помогли устроиться на место верстальщицы в спорт. группе издательства Gameland. Днем я делала любую работу, которая падала сверху, а вечером учила программы и ездила на пары в университет. Я заливала тексты, вносила правку, готовила файлы к печати – что угодно, лишь бы научиться.

DFR: Наверняка, на этом вы не остановились.

Лилу: Учеба в МГУП не приносила ни пользы, ни удовольствия, поэтому я забрала документы и ушла учиться в “Британку”. К этому моменту доросла до позиции дизайнера, и после завершения курса ДПИ меня повысили, назначив арт-директором журнала TotalFootball. К 2011 году издательство изжило себя, мне хотелось попробовать что-то новое, и я с радостью откликнулась на вакансию арт-директора издательства Clever. И хотя в редакции на тот момент работало всего 2 человека, а выпущено — всего несколько книг, мне было интересно поработать в новом для себя направлении. 

DFR: Правду говорят, что все идёт из детства. Каким ребенком вы были? Кем мечтали стать?

Лилу: Я всегда была очень творческой девочкой. И так как мама поддерживала любые мои начинания, в детстве я занималась всем: вязала, шила, вышивала, делала украшения из бисера, папье-маше, писала маслом, акрилом, гуашью, создавала маски из слепков с человеческого лица и лепила из пластилина. Много выдумывала и сочиняла истории, даже начинала писать книгу про приключения детей в горах Дагестана. Но при этом была уверена, что учиться буду в мед. институте, потому что мечтала стать патологоанатомом или судмедэкспертом. Сейчас я точно знаю, что мечтала бы стать графическом дизайнером, если бы знала, что такая профессия вообще есть. Просто в детстве у меня были медицинские словари Петровского, а не типографика Яна Чихольда.

DFR: Насколько вы сами любите читать? Какие книги ваши любимые?

Лилу: Читать очень люблю, и раньше книги были моей чуть ли не самой большой статьей расходов. Некоторые я покупала просто от любви к книгам, чтобы хранить на полке любимые, давно прочитанные произведения. Читала каждый день, утром и вечером по дороге на работу и домой. До появления ребенка выходной день с книгой был днем настоящего отдыха. Сейчас именно читать много не удается, но я слушаю аудио-книги во время работы – это очередной большой и любимые плюс моей профессии. Я могу делать обложки и в это же время слушать книги, причем это не отвлекает, а только ускоряет процесс, потому что помогает мне сконцентрироваться на проекте. 

Любимые книги могу перечислять бесконечно, назову первое, что приходит в голову и что точно я буду перечитывать много раз: “Лисьи броды” Анны Старобинец, “Зулейха открывает глаза” Гузель Яхиной, “Сказать жизни Да!”, автор Виктор Франкл, “Избранник”, Хаим Поток, “Подстрочник” Лилианны Лунгиной.

DFR:  Почему вы выбрали именно детское издательство?

Лилу: К 2011 году я 5 лет работала с журналами. Уже было очевидно, что интерес к ним падает, рекламодатели уходили на онлайн площадки, мир российского глянца меня не очень привлекал. Хотелось чего-то совершенно нового и интересного. Устраиваясь на работу, после первого же собеседования я была уверена, что это работа максимум на год-другой — попробую себя, пойму, что это за сфера такая, и пойду дальше. Но меня затянуло с головой. Не знаю, что может быть интереснее для меня, как для арт-директора и графического дизайнера. Наша компания стремительно росла, и с каждым годом у меня менялись задачи. Нужно было наращивать команду, постоянно искать новых иллюстраторов, придумывать новые серии и форматы, появлялись новые направления: первые годы мы занимались только книгами для малышей и “учебкой”, а сейчас у нас есть и книги для родителей, и young adult, и нонфикшен, пикчербуки, и картонки, и карточки, и поп-апы. Скучать некогда. 

DFR: В вашем проектном списке очень много трудоёмких и творческих проектов. Многие из них неповторимы на рынке. Откуда вы берете идеи? 

Лилу: Какой бы ни был проект, в первую очередь я придумываю его образ, а уже потом смотрю, есть ли аналоги на рынке, и стараюсь не делать ничего похожего. Например, если где-то в мире уже выходила книга, в которой собраны истории разных женщин, то я решаю наше издание иллюстрировать не с одной художницей, а с пятьюдесятью. Да, это занимает больше сил и времени, зато я знаю, что аналогов точно нет. 

К тому же у меня высокий уровень насмотренности, благодаря книжным выставкам, командировкам в Болонью и Франкфурт, да и моей безусловной любви к книгам — я в любом городе мира в первую очередь иду в книжный магазин и могу провести там много часов, листая и рассматривая книги. 

DFR: В проекте «Истории для маленьких мечтательниц», где каждую героиню иллюстрирует современный художник, вы не вмешивались в процесс. Насколько это для вас сложно? Ведь складывается ощущение, что арт-директор держит такие моменты под строгим контролем.

Лилу: Арт-директор не должен быть строгим надзирателем. В этом и заключается важная часть моей работы – найти людей, профессионалов, которым можно доверить сложный проект. Когда я планировала, какой будет книга, мне пришло в голову, что важно показать не просто красивые портреты великих женщин, а сделать их такими, какими их видят современные художницы. Мы не старались делать 100% схожесть. Я так и писала художницам: “мне нужны твои впечатления, твой взгляд на историю”. Правки часто заключались в каких-то технических вопросах. Мне важно было показать маленьким читателям, какими разными могут быть женщины. 

DFR: Какие ещё свои ключевые проекты вы бы отметили? Те, что максимально ярко отражают ваш профессиональный вклад в эту отрасль?

Лилу: Мое сердце сейчас принадлежит трендбукам, которые мы выпускаем уже 7 лет. Когда-то это был вызов для меня, потому что опыта работы со взрослой “художкой” почти не было. Зато теперь у нас самые популярные авторы в жанре YA и самые красивые, на мой взгляд, рисованные (и не только) обложки. Для некоторых проектов мы придумываем особенное оформление, чтобы зацепить новую аудиторию, и мне повезло получить безоговорочное доверие редакции — я могу экспериментировать и делать любые дизайны. Из последних важных проектов для меня: серия классических книг Бронте, Олкотт, Остин в необычном оформлении, которое казалось довольно рискованным, но серия стала популярной

DFR: Вы сталкивались с копированием ваших идей? Как вы к этому относитесь? 

Лилу: За 13 лет, конечно, сталкивалась и много раз, вплоть до полного, но все равно неудачного копирования. В первое время я возмущалась, но потом пришла к мысли, что если мою работу копируют, значит это хорошая работа. А я просто должна соревноваться сама с собой. 

DFR: Такое ощущение, что вы знаете про свою работу абсолютно все. Чему бы вы хотели ещё научиться?

Лилу: Профессионально рисовать и, может быть, нарисовать свою книгу когда-нибудь.

DFR: Как вы проводите время вне работы? Как отдыхаете? Чем ещё увлекаетесь? 

Лилу: Провожу время с семьей. Они мое вдохновение, а многие проекты я вообще делаю с расчетом на то, что куплю их своей трехлетней дочке. Веду блог в соцсетях, где говорю о правах женщин, а также готовлю к запуску свой курс о создании книг, который будет полезен иллюстраторам и дизайнерам.

DFR: О чем вы мечтаете? Кем видите себя через десять лет?

Лилу: Хочу быть арт-директором большого международного издательства, выпускать хорошие книги для детей и взрослых, больше сотрудничать с иностранными иллюстраторами и дизайнерами, возможно, стать еще и соавтором бестселлера – у меня профессия мечты, поэтому я мечтаю о довольно реалистичных вещах.

Автор: Отева Юлия

Юлия Отева

АВТОР

По вопросам стажировки: [email protected]

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76