Лилия Захарова, основатель бренда “медленной моды” if ю like, рассказала нам о влиянии детства на свой творческий путь, любви к русскому стилю и нежеланию соответствовать западной моде.
“Сделано в России” — гордо написано на сайте бренда, а в каталоге находишь удивительные неокосоворотки, лапти, свитера, длиннорукавки. Но это не отсылка к исторической реконструкции, а самая настоящая современная одежда: комфортная, стильная, очень качественная. Дорогие русскому сердцу традиции в новом прочтении — подумали мы, влюбляясь в бренд с каждым новым образом, который видели и изучали на сайте.
Нам стало интересно, кто же этот удивительный человек, создавший такое великолепие и возродивший у многих людей любовь к традиционным русским элементам одежды. Какой у него путь, каков он сам, чем живёт и дышит. Так было принято решение побеседовать с Лилией, и этот разговор нас премного удивил: мы даже не представляли, что такие бренды (и люди, стоящие за ними) существуют!
— Здравствуйте, Лилия! Расскажите, как начался ваш путь? Говорят, все родом из детства, как было у вас? Как вы пришли к тому, чем занимаетесь сегодня? Каким ребенком вы были?
— Про меня можно сказать то же самое. Меня воспитывали в любви к людям, природе, родной культуре и истории. Мама показывала листик на дереве и говорила, что он живой, а когда мы смотрели на солнце из окна, она всегда замечала: «смотри, оно тебе улыбается». Я была очень счастливым ребёнком, всегда улыбалась, пела, танцевала. Много времени проводила на природе, в деревне. Жила в небольшом городе Волжском, Волгоградской области.
— Чем вы тогда увлекались?
— С 4 до 13 лет я училась в балетной школе, с конкурсами объездила всю Европу. Закончила художественную школу. Я была артистичным и творческим ребёнком, любопытным и бесстрашным. Уже в детстве проявлялись и первые предпринимательские жилки… Например, однажды я нарисовала красивое меню с ценами. Вечером давала его папе, чтобы сделал заказ. Чаще всего он выбирал салат «Курочка Ряба» за 100₽ рублей, а я его готовила.
— Вот это здорово вы придумали, всем нашим подрастающим читателям на заметку!
— Да, мы с сестрой всегда что-то создавали, придумывали, шили, рисовали, устраивали дома выставки и концерты. В 5-6 классах я организовала танцевальный кружок в школе, была очень деятельной, в меня влюблялись мальчишки и любили учителя.
— А сложный возраст был?
— Да, был переходный возраст, и как раз его период повлиял на то, что я делаю сейчас. Он шел бок о бок с западной культурой. Волжский был слегка сер и разбит, степь казалась некрасивой, в местных парках отдыхали в основном любители выпивки и тунеядства. А душа тянулась куда-то ввысь и вширь. Тогда я попала в ловушку, позабыла своё, полюбила чужое, которым было заполнено практически все: интернет, социальные сети, кинотеатры, радио, телевидение, магазины, бренды. Я, да и большая часть нашего поколения, росла на том, что полностью отличалось от реальности, в которой мы родились. К тому же мы были первыми, чей подростковый возраст прошел так близко к технологиям и интернету.
— Но ведь это, наверняка, повлияло и на чувство вкуса.
— Да, как сейчас помню: мне 14, летом поехали с родителями на красивый дикий песчаный берег Ахтубы. Наслушавшись Placebo, я сидела депрессивная и недовольная, читала «Процесс» Кафки и думала о том, как же там всё жизненно. Сейчас смеюсь! Так начались постоянные споры с учителями, порой с родителями, появилось подражание западной культуре, но вместе с тем и чувство вкуса, критическое мышление, знания о мире и других культурах. Этот период расширил кругозор, я ушла с головой в книги, интересовалась искусством, историей, философией, часто записывала свои мысли.
— Как правило, потом происходит этап взросления.
— И у меня так было. В 11 классе я будто вернулась, у меня было много друзей, отношения с родителями стали идеальными, я веселилась, ездила с папой на рыбалку, в тир, в новые города и страны. Начала интересоваться советским кино и славянской культурой, теперь познавала ее более осознанно. Проснулась любовь ко всему родному, настоящему, близкому и реальному. Я стала думать, что многое в моих руках, и если где-то плохо, то значит, я ещё не сделала ничего, чтобы было хорошо. А у меня впереди целая жизнь, в которой возможно всё.
— Где вы учились?
— Когда пришло время подавать документы и поступать в ВУЗ, я нашла школу дизайна в НИУ ВШЭ, посетила день открытых дверей. Мне очень понравилось, и я определила, что хочу туда на профиль «дизайн и программирование». Подавала документы только в Вышку, поступила. С первого курса работала на фрилансе графическим и веб-дизайнером, рисовала лого, делала ретушь фото, создавала сайты и приложения. Но в какой-то момент я начала осознавать некую искусственность такого образа жизни, в котором всё проходит в компьютере. Я срывалась, посреди ночи брала ближайший билет в Волгоград, ехала к бабушке в деревню, проводила время с семьей, пасла гусей, топила баню, подметала двор, пила парное молоко, ела яблоки из нашего сада, могла долго сидеть с теленком и просто на него смотреть, разговаривать. Подобная автономная и свободная жизнь на земле мне кажется настоящей, спокойной и верной.
— Наверное, вам не хотелось расставаться.
— Каждый раз уезжая, мне хотелось забрать кусочек этой свободы, естественности, уюта и ощущение Родины. Тогда то я и решила довольно резко всё изменить: пошла на курсы по конструированию и шитью, перешла на профиль “дизайн одежды”. Захотела превращать мысли в вещи, которые можно держать в руках, которые будут дарить то, чего мне самой не хватало в одежде: натуральность, универсальность, качество, удобство, уникальность, смысл, ценность, причастность к родному и прошлому. И очень хотелось, чтобы по окончании обучения у меня уже была коллекция, из которой я создам бренд.
— Как вообще пришла идея создать бренд? Как родились первые изделия?
— Идея пришла, когда училась на отделении моды, хотя желание создавать что-то своё посещало меня с детства. В 2020 году состоялась первая попытка запустить if ю like. Исходя из своих ценностей, я составила правила бренда, придумала концепцию, название, сделала логотип, сайт. Пошила необычные костюмы из футера с «княжескими» рукавами, создала серебряное кольцо с фрактальной структурой. За основу брала свои студенческие проекты. Запустила через свой личный инстаграм и купила рекламу там же в паблике. Большую часть партии удалось продать довольно быстро, вся семья и друзья, знакомые меня поддержали, реклама тоже неплохо сработала.
— Было тяжело учиться в современных реалиях?
— Да, среди проектов о гендерной флюидности я со своей деревней и желанием изменить всю модную индустрию выглядела наивно и иногда, наверное, даже глупо. Но у меня была и есть мечта, видение того, как я делать не хочу, и как хочу. Изучая моду, я её возненавидела совсем. Подлили масла в огонь и тренды 17-19 годов: логомания, дорогой богатый стиль, vetements для фэшн аутсайдеров, бесконечные скандинавский минимализм и французский шик. Русский бренд мог считаться стоящим, только если идеально вписывался в эти рамки, если он соответствовал зарубежной моде. Глубже изучая рекламу, историю, маркетинг и психологию в моде, я стала видеть некий абсурд происходящего, как мы добровольно становимся рекламным местом для брендов, в которых уже даже нет ни смысла, ни ценностей, практически ничего, кроме причастности к определённому статусу. И мы практически не думаем о собственном стиле, всё скатывается до быстрых трендов. Не думаем и о национальной идентичности в одежде, о последствиях быстрой моды, производства и носки синтетики, о нашем ментальном состоянии, когда бренды «обрабатывают» нас, внушая свою картинку того, что в жизни важно.
— Да, развидеть это уже невозможно.
— Поэтому мне очень захотелось делать иначе. Мне всё это увиделось войной, в которой главная цель — наше внимание, лояльность и деньги, когда как физическое и духовное существо сопротивляется. Тогда я подумала, а как жить в этой войне? Как не втягиваться в нее, а признать и строить свой мир? Ответ нашла в казачестве. Если просто — это военное сословие, которое веками живёт в войне. Я начала исследовать, перечитала много книг, нашла информацию, что Наталья Гангур, автор нескольких подробнейших исследований быта и одежды кубанского казачества, преподаёт в Кубанском университете. Сделала пару звонков, получила её номер, дозвонилась, договорились встретиться. Она мне посоветовала взять официальное письмо из университета, чтобы попасть в фонды музея Фелицына и посмотреть на дореволюционную одежду казаков вживую. Я приехала в Краснодар, побеседовала с Натальей, затем поехала в музей, посетила фонды, потрогала и посмотрела одежду, и вот тогда всё и решилось.
— Это вас невероятно вдохновило?
— Не то слово! Более того, я увидела там косоворотки… красивые, домотканые, с заплатками и по несколько раз перешитые. Тогда подумала: как же так вышло, что я держу в руках самую удобную и модную вещь, которую видела за последние пять лет, а в магазинах ничего похожего нет. В июне 2021 года я защитила дипломную коллекцию. Она называлась «State of war», диплом был посвящен казачеству. Образы были символичные, начинались с мира и любви, заканчивались волей и силой. К этой же коллекции я создала первые лапти. Защитила с большим трудом, мне поставили минимальную оценку, а на лапти ни один член комиссии не взглянул. Куратор сказал: «ты сделала не моду, а нарядила девочек в одежду» и «это не то, что мы хотим показывать как результат нашей работы». Но некоторые вещи из коллекции уже продались, на следующий день мне нужно было ехать шить шопперы, так как через два дня запланировался первый маркет. Расстраиваться было некогда.
— А как вообще родились лапти?
— Лапти на уровне простых ассоциаций с добром и теплом были с детства. Как детское чувство уюта от рисованных советских сказок. В подростковом возрасте мне в целом понравился их образ или даже стиль, затем заметила, что это действительно очень интересная и уникальная обувь, и по способу ношения и по форме, плетению. А потом вдруг резко поняла, что мне нужно сделать лапти, и если я не сделаю их сейчас (пока делала диплом), то я уже никогда их и не сделаю. Подумать, конечно, пришлось, как и отрисовать эскизы. Но это было довольно легко и в удовольствие, так как чёткая картинка уже была в голове.
— После диплома началась новая глава для бренда?
— Да, я готовилась снова запускать if ю like. С учётом своих более окрепших взглядов. Тогда я была несколько лет в отношениях со своим будущим мужем. Мы оба студенты, он учился в Женеве, часто друг к другу летали. Я бывало оставалась там надолго, мы ездили в европейские страны, мне стала открываться настоящая жизнь, та, что находится за красивой картинкой. И я до трепета души ещё больше полюбила дом, Россию и славянскую культуру. Все это соединилось воедино, плюс немного риска, много работы, много бани, деревни, рыбалки. И получился нынешний if ю like.
— Есть ли у вас любимые дизайнеры, творцы? Расскажите о них.
— Довольно трудно ответить, потому что, как только я занялась созданием и дизайном одежды, я постаралась изолироваться от других дизайнеров и моды в целом. Но я с удовольствием люблю рассматривать фото крестьян, гравюры 18 века, живопись, находить новые исследования о традиционном костюме. Любимые дизайнеры — это, наверное, женщины, которые сами десятки лет назад шили, вышивали, ткали, пряли и оставили нам такой клад. Да и лаптеплетельщики. Ещё могу сказать, что мне очень нравится то, что делает Антон Лисин.
— Расскажите о своем любимом изделии, вещи.
— Я создаю, когда уже не могу этого не создать. Поэтому любимой оказывается в итоге каждая вещь, ведь я не создаю для количества, или когда не хочется, а только когда уверена в ней и в том, что стоит за ней.
— Для кого вы создаете вещи? Опишите портрет/образ этого человека.
— Для человека с широкой душой и открытым разумом, наверное. Я очень люблю общаться с покупателями, это всегда очень отзывчивые и приятные люди, это вдохновляет.
— Что для вас мода?
— Я немного не в ладах с модой и пока этим наслаждаюсь. Считаю, что нынешняя мода — это на 80% маркетинг и на 20% ответ общества на то, что с ним происходило. Иногда или в частных случаях соотношение меняется.
— А как вы сами относитесь к моде? Где одеваетесь? Как любите одеваться?
— Одеваюсь под настроение, люблю придумывать образ на случай или под дела. При покупке смотрю на состав, выбираю натуральный, в основном ношу if ю like и базовую одежду. Конечно, тоже порой ведусь на рекламу и бренд, и бываю очень даже счастлива. Но по большей части я люблю находить «любимые» вещи. Они хорошего качества и фасона, преимущественно из натурального и приятного материала. Вещь должна быть актуальной вне трендов и соответствовать моему вкусу. Это может быть бренд, масс маркет или вещь, которую я создала сама.
— Как вы относитесь к современным тенденциям на коллаборации с другими дизайнерами? Хотели бы попробовать? Если да, то с кем?
— О коллаборациях пока не задумывалась, слишком много идей нужно воплотить. Но первая мысль, что интересно было бы сделать коллаборацию с галереей или музеем.
— Напоследок, расскажите о планах бренда и своих мечтах, о которых можно говорить вслух.
— Главная мечта — сделать бренд таким, каким вижу его в голове, следуя правилам и манифесту. Я ошибалась и ошибаюсь, порой мои взгляды меняются, я бываю всякой. Но в if ю like мне важно вкладывать лучшую часть себя, это делает меня счастливой и заставляет не останавливаться.