Многие руководители современной бизнес среды часто не хотят отпускать от себя ценного работника, удерживая его различными способами и уловками, применяя моральное давление или заинтересовывая финансово. Лучшее решение – придерживаться «чистой среды», чтобы люди хотели работать, а не были заложниками ситуации.
Бизнес многими воспринимается как некая «технология», где функционируют бизнес-процессы, операции и действия. Опытные управленцы должны понимать, что там, где есть люди, обязательно присутствует и «человеческой фактор». Поэтому, любой управляющий обязан обладать минимальными знаниями в области психологии.
В каждой компании среди всего работающего персонала всегда есть особо ценные сотрудники – те, на которых можно положиться, кто «кровью и потом» старается выполнять все поставленные перед ним задачи. Обычно, именно в таких «влюбляются» руководители и потом всячески пытаются их удерживать. Но святое правило, которое гласит, что «незаменимых людей нет», пока никто не отменял и про него никому нельзя забывать, даже власть имущим.
С одной стороны, увольняя одного сотрудника, всегда можно найти другого. Но с другой стороны, разбрасываться ценными кадрами достаточно неразумно. Правильнее всего – рационально взвесить все «за» и «против» и оставаться человеком в любой ситуации.
Как поступить, если ценный работник хочет покинуть компанию?
Прежде, чем удерживать подчиненного, следует узнать причину его ухода. Часто корень зла кроется в низкой зарплате либо отсутствии взаимопонимания в команде. И в том, и в другом случае без открытого диалога не обойтись. Чтобы выяснить правду, в первую очередь, следует наладить доверительные отношения с сотрудником и поговорить с ним по душам, предложить несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Возможно, он и передумает уходить. Но если человек категорически не хочет оставаться в коллективе, то не нужно его удерживать, поскольку в дальнейшем он уже точно на все 100% выкладываться не будет и это очевидный факт.
Поэтому, самым верным решением будет обоюдно сохранить хорошие отношения и предпринять все возможное для красивого расставания:
1. Нет места обидам. Чаще всего руководители обижаются в ответ на уход «любимца» или просто забивают на ситуацию. Но к чему обиды, если сотрудник неумолим? Нужно отпустить и порадоваться за него, иначе обида съест изнутри.
2. Не стоит наказывать материально. Крупные компании часто используют схему удерживания работника задержкой в выплате зарплаты. Такое лучше не делать, поскольку это не только противозаконно, но и аморально. «Удар по репутации» – не лучший выход.
3. Адекватные рекомендации. Просьба о предоставлении характеристики бывшему сотруднику может ошарашить любого начальника. Если человек уволился сам – не обязательно негативно о нем отзываться, ведь тогда напрашивается справедливый вопрос о том, для чего вы удерживали такого нерадивого работника? Логично и справедливо будет предоставить положительные отзывы и пожелать ему удачи на новом месте работы.
В реальности между руководителем и его подчиненными должна сохраняться служебная субординация, но не должно быть глубокой пропасти. Отношения следует выстраивать деловыми, адекватными и одновременно дружественными, доверительными.
Как удержать ценного сотрудника?
Если перед вами встал выбор о том, отпустить квалифицированного подчиненного или побороться за него, то следует хорошенько обдумать свое решение. Перед тем, как поставить подпись в приказе, как уже отмечалось выше, лучше вникнуть в аргументы, которые сотрудник предоставляет в пользу перехода к другому работодателю. И если есть шанс переубедить его не покидать слаженный коллектив, то тогда стоит побороться. А сделать это можно следующими путями:
* повысить заработную плату, ведь банальная нехватка денег может стать причиной увольнения. Руководителю следует продумать систему мотивации в виде бонусов и премий;
* прислушиваться к идеям своих сотрудников, так как часто они лучше видят рациональное зерно решения проблемных вопросов в компании. Задача работодателя – руководить процессом, но не быть ответственным за каждый шаг команды.
Также причина ухода ценного сотрудника может крыться в том, что он долгое время не поднимается по карьерной лестнице, хотя чувствует, что может принести пользу компании на более высокой должности. И хотя заработная плата на высшей должности будет, соответственно, большей, в данном случае речь идет вовсе не о деньгах.
И тем ни менее, если план «как удержать сотрудника» провалился – постарайтесь достойно расстаться и поблагодарить человека за плодотворную работу.