Полина Манафова, основательница локального бренда нижнего белья pmlingerie.com, делится своим опытом, рассказывает, как анализировать рынок и спрогнозировать успех бизнеса.

2023 — это нелегкое время для старта бизнеса. Рынок упал, выходить с новым продуктом зачастую страшно.
Я сторонник мысли о том, что кризис — это новые возможности. Если вы хотите стать предпринимателем, горите идеей и готовы рисковать — не ждите лучших времен. Мы живем именно в это время и именно оно нам досталось.
Кто-то открывал свой бизнес на развале совка и сейчас их фамилии на слуху.
И все-таки, что касается товарного бизнеса: как не ошибиться с выбором продукта и как быть уверенным, что точно зайдет?
Есть ряд предпринимателей, которые говорят, что чувствуют. Сразу оговорюсь, у меня никакой особой чуйки нет.
Я часто вижу прекрасные проекты, которые плохо продаются, потому что изначально создатель руководствовался своим личным вкусом и выбором.
Лучшее, что у меня появилось – это цифры — и каждый раз подводя итоги месяца я вижу, что далеко не миллионы людей разделяют мой вкус и мой личный выбор. Однако, моя важная цель — это вырастить бренд, и я уже набила себе шишек на создании вещей и товарных остатках.
Перед открытием бизнеса, выбранную нишу стоит проанализировать и протестировать.
Первое, что может помочь, это АНАЛИЗ спроса. И это очень важный этап, с которого нужно начинать бизнес. Сейчас, когда у меня уже есть опыт, я не выпускаю новые изделия без теста и анализа.

Как анализировать:
- Устроить опрос среди целевой аудитории, если она у вас есть. Опрос в инсте и так далее, лучше во всех соцсетях. Если есть возможность, соберите фокус группу из целевых покупателей, разработайте вопросы с маркетологом и спросите их о том, что они думают.
+ это бесплатно. За вопрос денег не берут. В качестве вознаграждения опрашиваемым могут быть скидки или сертификаты на ваш будущий продукт, что потом поможет в продажах.
- Люди не всегда покупают после опроса. Они могут оценить на уровне: понравилось/не понравилось, поделиться мнением, но это абсолютно не факт, что этот продукт будут покупать и что он действительно будет востребован. В общем, этот опрос не даст вам 100% картины, но какие-то интересные моменты он обязательно подсветит.
Пример — мы всегда перед запуском продукта проводим опрос в нельзяграмм или кидаем опросники в открытые ресурсы, как сделала я выше, в телеграмм- канале @polinamanafovalingerie
2. Оптимально — купить маркетинговое исследование рынка, в котором вы хотите развиваться.
+ это аналитика рынка от профи. Вы увидите цифры, поймете на какой объем рынка вы можете претендовать, поймете надо ли вам оно вообще. Это классная экспертная информация, используя которую вы получите мощный старт! Также, вам не надо мучиться и организовывать исследование с непонятными результатами, за вас это сделали профессионалы.
- стоимость такого исследования порядка 100 000 рублей ( привожу вам цифры из сферы одежды). Если для вас сейчас абсолютно открыт вопрос будете ли вы создавать продукт или нет в конечном итоге или ограничена сумма запуска вашего проекта, это может быть очень дорогой тратой в самом начале.
Быстрые и дешевые способы которыми пользуюсь лично я:
- Яндекс вордстат. Даем запрос и получаем сколько людей интересуется вашей нишей, сколько целевых запросов. Обратите внимание, что запросы до 1000 это микросегмент, это очень мало. Запросов должно быть от 10т
- Шоп стат. Это аналитика для маркетплейсов. Здесь важно понять, что у маркетплейсов особенная аудитория. Сегмент люкс по Вайлдбериз вообще судить нельзя, плюс есть особенности у маркетплейсов, например, трендовые товары (и это может быть даже зубная щетка определенного цвета, просто с хорошо раскаченной карточкой товара). Но если вы хотите продавать товар на WB или Озон — незаменимый инструмент аналитики.
- Авито аналитика в кабинете Авито PRO.
+ вам доступна вся аналитика, от старых утюгов до услуг по составлению натальной карты. Важная особенность, авито работает с гео, то есть там можно понять в каком регионе/районе больше всего спрос. То есть вы можете даже по районам или городам определить, где есть спрос и какой он на вашу услугу или товар.
- доступна при наличии кабинета авито про. Если такого кабинета нет, рекомендую завести второй и сделать его про, пользоваться именно для просмотра аналитики. Публикации в продвинутом кабинете платные, вы платите за просмотры. Получить сам кабинет стоит 500р. Я использую два кабинета — платный и бесплатный, платный помогает мне проанализировать спрос.

Я стараюсь “выкинуть” все товары на авито и на WB. Я не ожидаю миллиона покупок, но хочу понять движение карточек товара, есть ли лайки, задают ли вопросы и если да, то на какие изделия. У моей марки нижнего белья на этих площадках заведомо низкий спрос, потому что сегмент выше среднего. Но авито очень крутой показатель, который даже на любительских фото даст понимание стоит вкладываться в продукт или нет, какие товары “зайдут”. На что смотреть там — количество просмотров, количество лайков и контактов, ну и заявки. Пошли заявки, много лайков и контактов — вы гений, вы нашли то самое, и оно точно зайдет!