Как отличить хорошего фотографа от плохого

Когда рекомендаций и хорошего портфолио недостаточно. Делюсь печальным опытом.


С начала двухтысячных повелось так, что «профессиональными» фотографами назывались те люди, которые смогли купить зеркальную камеру. Удивительно, что 2023 году эта традиция сохраняется! С одним лишь исключением, что зеркальные камеры стали беззеркальными.

Лучший вопрос для проверки адекватности специалиста по фотографии следующий: что такое фотография? Большинство ответить не смогут. Будут говорить что-то невнятное. Но самое лучшее и емкое определение фотографии – это светопись (фр. photographie от др.-греч. φῶς (род. п. φωτός) «свет» и γράφω «пишу»; светопись – техника рисования светом).

Как отличить хорошего фотографа от плохого
freepik.com

Техника рисования светом. Вдумайтесь, фотография – это техника рисования, фотоаппарат тут лишь в роли карандаша в классическом рисунке. Мы подходим к выводу, что грамотный фотограф – это тот, кто умело управляет светом и при помощи него передает объем на плоскости.
А далеко не тот кто умеет нажимать кнопку затвора на пусть даже на очень дорогом фотоаппарате. Снимает фотограф, а не фотоаппарат.

Приведу показательный пример. 
Некоторое время назад мне понадобился фотограф на мероприятие на 10 человек в ресторан. Найден был через знакомых – мол, хороший. Ок. 

Обычно от специалиста я ожидаю ряд вопросов перед съёмкой и сам их задаю клиентам, если нужно снимать в необычных локациях:

  1. Какого цвета потолок
  2. Какой высоты потолок
  3. Много ли зеркал
  4. Какого цвета стены

Вопросы, относящиеся к ремонту, а не к фотографии, скажете вы. Но нет, это самые важные детали для съёмки людей в интерьерах, именно они определяют список оборудования, нужного для качественной и естественной съёмки человеческих лиц.

Как отличить хорошего фотографа от плохого
freepik.com

Приглашенный фотограф этих вопросов не задал и явился на съёмку с фотоаппаратом и вспышкой в горячем башмаке, на которую был надет самый дешёвый и плохой рассеиватель. В этот момент я понял, что хороших фотографий можно не ждать, и совсем не ошибся.

В заведении черный высокий потолок и темные красно-коричневые стены. Как вы думаете, какого цвета вышли лица на фото? Правильно, серовато-коричневые, с жирными бликами от вспышки. А все потому что фотография – это светопись. Более того, даже декор снять не вышло, и все из-за того, что вспышка находилась прямо над камерой. Все объекты из-за этого автоматически становились плоскими – теней-то при таком расположении не получается!

Черный потолок – это страшный сон фотографа. Если специалист знает об этом, он может взять с собой набор оборудования, которое позволит этот недостаток превратить в плюс, и сделает богатые и контрастные кадры. 

Любая вспышка при помощи недорогого адаптера превращается в радиоуправляемую, и ее можно располагать где удобно, а две такие вспышки – это почти готовая студия. Расположив два этих прибора в пространстве, мы сможем получить значительно более качественные, привлекательные и сбалансированные кадры.

Как отличить хорошего фотографа от плохого
freepik.com

Второй проверочный вопрос: откуда должен падать свет, чтобы лица получились приятными и естественными? Единственный правильный ответ – сверху. Именно так выглядят лица при естественном освещении, даже в пасмурную погоду. Именно поэтому вспышка, закрепленная на камере, даст совершенно неестественное освещение. Для фото на паспорт вспышка в лоб –это необходимость, а для художественных портретов – провал.

Третье. Фотограф, который снимает из одной точки, никогда не создаст полноты впечатления от мероприятия. Он должен перемещаться не только по периметру, но и ближе-дальше. 

Четвертое. Камера в случае художественной съёмки стоит на 10-ом месте. Главное – это понимание природы света и опыт его использования. На упомянутом выше мероприятии получилось так, что фотографии, снятые на телефон, выглядели лучше, чем на камеру за 200 т.р.

Главная рекомендация фотографам любого уровня – начните рисовать. Курсы рисунка, живописи, композиции дадут вам в разы больше понимания светописи, чем большинство специализированных курсов по фотографии.

Итоговый чек-лист:

  1. Камера не важна, важно понимание процесса.
  2. Если вспышка бьёт в вверх, то цвет потолка – это цвет лиц у моделей. То же самое, если вспышка бьёт в стену.
  3. Радиоуправляемые вспышки – это хорошо. Если иметь несколько, можно управлять цветом и светом
  4. Фотограф должен перемещаться
  5. Съёмка только в raw
Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76