Экскурс в историю. Знаете ли вы, как связаны «Бегущий по лезвию 2049», холодильник «ЗИЛ» и советский автопром? Несколько неожиданных фактов о том, как гении мирового футуризма и промышленного дизайна сотрудничали с отечественными производителями и что из этого вышло.
В большом количестве источников указывается, что отцом промышленного дизайна можно считать Раймонда Лоуи. Рождённый в Париже в 1893 мастер повлиял на огромное количество окружающих нас предметов.
Именно Лоуи переосмыслил стандартные бытовые предметы и сделал их максимально утилитарными и при этом невероятно привлекательными. Одна из популярных и известных в России работ Раймонда Лоуи – это холодильник «ЗИЛ»! Мастер создал объект по заказу института ВНИИТЭ.

Помимо бытовых предметов, дизайнер трудился над множеством крупных проектов, таких как локомотивы, интерьеры самолётов и даже облик космической станции. Именно его принято считать основоположником мягкого, скруглённого дизайна объектов. Раймонд Лоуи был международно признанным новатором.

Именно Раймонд Лоуи в 1975 году предложил Сиду Миду разработать интерьер, а затем и концепт автомобиля «Москвич». Кажется, что никак невозможно совместить слова «Сид Мид» и «АЗЛК». Они воспринимаются как параллельные вселенные.

К слову о том, кто такой Сид Мид. Это художник-футуролог, который повлиял на современное видение транспортных средств чрезвычайно сильно. Читатели могут быть знакомы с его творчеством благодаря фильмам серии «Бегущий по лезвию» и «Чужой».
К слову, в 2020 вышла книга-альбом Крейга Ходжетса «Сид Мид. Вселенная легенды футуризма. От „Звездного пути“ до „Бегущего по лезвию 2049”». В ней повествуется о том, как промышленный дизайнер превратился в главного футуриста Голливуда – рекомендую к просмотру.

Автор невероятных концептов интерьеров, автомобилей, образов будущего, повлиявший на умы лучших дизайнеров мира, проектировал отечественный автомобиль! Альбом с эскизами хранится на «Ижмаше», но, к сожалению, в публичном доступе его найти практически невозможно.

Созданный Раймондом Лоуи и Сидом Мидом концепт автомобиля стал прорывным для 1975 года, совместив в себе практичность и внешнюю эстетику. Однако проект столкнулся с реальными возможностями производственных линий и не был запущен в серию, хоть и смог косвенно повлиять на внешний вид автомобиля ВАЗ-2108, двигатель и подвеску которого доводила компания Porshe.
Исходя из вышеперечисленных фактов можно утверждать, что модель волжского автозавода 2108 была вершиной дизайнерской и инженерной мысли Советского Союза в свое время.

Теперь благодаря этим фактам складывается картина, почему же «восьмерка» имела столь необычные ассоциации с ретрофутуризмом и вызывала бурные эмоции у владельцев и прохожих.
Все фотографии предоставлены автором.