Как дизайнеру решать трудные творческие задачи? Три совета от опытного специалиста

«Включаем» организм без энергетиков. Честность с клиентом, сон после предоплаты и другие фишки, которые помогают брать крупные проекты и не выгорать.


Каждый человек, который создавал творческий продукт за деньги, сталкивался с проектами – точками роста. Это такие проекты, при разработке которых компетенций специалиста хватает прям впритык либо даже немного не хватает, а проект при этом творческий, интересный и денежный.

Как дизайнеру решать трудные творческие задачи? Три совета от опытного специалиста

Первое правило – не врать. Ни клиенту, ни себе. Понимаете, что не тянете, и аутсорснуть задачи вам тоже не по силам? Честно скажите заказчику, что вам очень интересен этот проект, но вы сомневаетесь в результатах и сроках, и что, если клиент доверяет и принимает решение рискнуть, вы готовы к дополнительной бесплатной работе по доделкам и исправлениям. Как правило, сторона, покупающая услуги, при таком подходе начинает вас уважать за честность и часто соглашается сотрудничать. Ежели подобный проект случился, могу вас поздравить! Очень часто такие заказчики остаются с вами на всю жизнь, и вы растете вместе.

Так каков алгоритм решения сложных творческих задач?

1. Ваше тело – это основа основ

Зачастую молодые или начинающие дизайнеры в порыве радости от поступившего заказа напиваются энергетиков, кофе разгоняют свою психику не совсем корректными методами. Что происходит дальше: вы делаете первоначальную большую работу, вложив в нее все свои силы и время. Очень подходящее слово – «выкладываетесь». Так вот, основная ошибка заключается в том, что выкладываться не надо. Никто этого никогда не оценит, и вот почему. Вы истощаете 80-90% своего потенциала, вложив, по факту, это в 20% от нужного результата. Дальше заказчик даёт вам обратную связь, порой шокирующую для неподготовленного творческого ума. Часто оказывается, что вы делали все это время совершенно не то, что нужно, а задача была проще и достижима иным путем. Так же не надо забывать, что заказчик – это в большинстве случаев не одна конкретная голова. Это, можно сказать, консилиум! Тещи, жены, друзья, секретарши – все что-то да посоветуют, иначе никак! А дизайнер оказывается виновным в том, что не угадал. Некоторых моих коллег-дизайнеров подобный опыт доводил до алкоголизма, и это не шутка.

Как дизайнеру решать трудные творческие задачи? Три совета от опытного специалиста

2. Понимание системы

Правило противное, но нужное – стать немного занудой.
Для того чтобы не угадывать чаяния клиента, основные усилия стоит потратить на то, чтобы хорошенько изучить картину мира, потребности, цели и ценности вашего заказчика. Самый надёжный и проверенный способ – это многостраничное ТЗ. Не пожалейте время и созвонитесь с клиентом и вместе пройдитесь по каждому пункту под запись, уточняйте, переспрашивайте, задавайте дурацкие вопросы, но выясняйте, что да как. Однажды я делал большую вёрстку каталога «Болезни прямой кишки у свиней», для крупнейшего американского производителя питания для животных. Так вот, пришлось выяснять, что да как, чтобы наглядно продемонстрировать, как лечить бедных свинок. Техническое задание подписывается двумя сторонами вместе с договором и является приложением ко второму.

3. Предоплата и сон

Взяли предоплату – ложитесь спать. Звучит как фантастика, но это совершенно реальный способ сделать отличный проект.

Как дизайнеру решать трудные творческие задачи? Три совета от опытного специалиста

Вы провели крупную подготовительную работу, составили ТЗ, услышали пожелания, посмотрели аналоги, сходили на экскурсию, отсмотрели конкурентов, а теперь самое время спать, причем не меньше 8-9 часов. Наш мозг так устроен, что, для того чтобы построить новые нейронные связи, нужно есть и спать. Вы уже четко обозначили своему серому веществу ваши ближайшие планы. Он мудр, он силен, он знает, что делать.

Как дизайнеру решать трудные творческие задачи? Три совета от опытного специалиста

Я ставил такие эксперименты над собой. Мозг работает, как хорошо отлаженный механизм. После хорошего сна я ехал в метро, общался с коллегами или друзьями, брился и внезапно брался за карандаш или планшет (планшет со стилусом у меня всегда с собой) и делал серию зарисовок или концептов. Мозг выдавал идеи, до которых я вчера бы точно никак не додумался. Однажды дошло до того, что два варианта логотипа так понравились двум учредителям одной компании, что они подрались – не могли выбрать единственный.

Мир полон полезной информации. YouTube, профильные форумы, сайты с исходниками дают невероятные возможности современным творцам. Для того чтобы всем этим великолепием пользоваться умело, необходимо знать, как работает тело и мозг при решении творческих задач.

Как дизайнеру решать трудные творческие задачи? Три совета от опытного специалиста

Желаю всем больших творческих успехов!

Все фотографии предоставлены экспертом.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76