Задолго до того, как иностранные бренды ворвались на подиум, а уличная одежда стала синонимом высокой моды, появился Гоша Острецов – советский дизайнер, чье авангардное видение бросало вызов однообразию.
Рождение в семье творцов
Георгий Острецов родился в 1967 г. в Москве в семье искусствоведа и художника. Закончив художественно-техническое училище при Большом театре, в 1984 году стал членом группы «Детский сад» вместе с художниками Георгием Литичевским, Андреем Ройтером, Германом Виноградовым и Николаем Филатовым. Рожденный в эпоху, когда индивидуальность не поощрялась, а унификация была нормой, он сумел выработать собственный, узнаваемый стиль. Его видение выходило далеко за рамки стандартных заказов и требований. Он не создавал платья для партийных съездов и не следовал строгим канонам социалистического реализма в одежде. Острецов экспериментировал с формами, цветом, фактурой, используя необычные материалы и смелые сочетания. Он видел красоту в простоте, но не в примитивности. Одной из ключевых характеристик его творчества является смелое обращение к авангарду. Вдохновением для которого послужили работы Малевича, Татлина и Родченко. Платья и костюмы – геометричные силуэты, четкие линии, яркие контрасты-всё это модельер создавал, пытаясь перенести идеи конструктивизма и супрематизма в мир моды, предугадывая тенденции, которые появятся в мире гораздо позже.

Свобода и протест
Вещи, которые были призваны подчеркнуть индивидуальность, раскрепостить женщину, дать ей возможность чувствовать себя уверенно и красиво. В эпоху, когда красота воспринималась как буржуазный пережиток, Острецов утверждал ее ценность, доказывая, что советская женщина может быть элегантной, современной и стильной, не изменяя своим идеалам.

Друзья за рубежом
К сожалению, его творчество не нашло широкого признания при жизни в Советском союзе. В условиях идеологического давления и жесткой цензуры его работы редко выходили за рамки Дома моды и узкого круга посвященных. В 1988 году смелый и независимый Острецов переехал во Францию и стал жить в Париже. Работал в моде и рекламе художником. Сотрудничал с Жан-Шарлем де Кастельбажаком и Жан-Полем Готье и участвовал в работе над образами героев фильма Люка Бессона «Такси».

Сегодня, когда мы пересматриваем историю советской культуры, оценивая ее вклад в мировое искусство, творчество Гоши Острецова заслуживает отдельного изучения и восхищения. Гоша Острецов – имя, которое, к сожалению, сегодня известно лишь узкому кругу увлеченных энтузиастов. Острецов был и остается художником, мечтателем, новатором, чье творчество, по сути, стало вызовом консервативной системе.

Автор: Арина Боярова