Эльнара Подберезская: “Детство дало богатое обоняние: я помню, как пахнут маленькие цыплята, чай со смородиной после бани, каша из печки и полевые травы”

Парфюмер и основатель бренда PDBR Эльнара Подберезская рассказала нам о детстве и парфюмерном пути; что такое “нанюханность”, почему при обучении на парфюмера обязательно химическое образование и почему у российских создателей духов сегодня на руках все карты. 


Этот разговор для нас стал настоящей находкой, ведь не так часто удается заглянуть в таинственное закулисье одной из самых интересных профессий — парфюмера. Но нам выпало счастье найти на российском рынке молодой, уверенно шагающий вперед парфюмерный бренд PDBR из Нижнего Новгорода. Эльнара Подберезская — его парфюмер и основатель — создаёт запоминающиеся ароматы, посвященные страсти к эмоциям и глубине человеческого опыта.

Эльнара Подберезская: “Детство дало богатое обоняние: я помню, как пахнут маленькие цыплята, чай со смородиной после бани, каша из печки и полевые травы”
Фото предоставлено героиней

У бренда есть свой sample box для всех, кто желает начать знакомство с ароматами. И если человек, как и PDBR, следует принципу “быть, а не казаться”, то в стильном минималистичный флаконе он обретет нечто большее, чем просто духи. Самое искреннее и точно выражение своего “я”.

— Эльнара, здравствуйте! Говорят, что все из детства. Расскажите, пожалуйста, про себя, про свое детство. Каким ребенком вы были? Откуда интерес к парфюмерии?

— Я родилась и до подросткового возраста жила Урале. Была увлеченным ребенком, активным — очень любила танцевать, занималась плаванием, шила и вышивала. О парфюмерии в детстве я не думала. Но у меня богатая «нанюханность», что называется. Каждое лето я проводила у бабушки в глухой деревне. А там свежий воздух, разнотравье, скот, баня. Я помню, как пахнут маленькие цыплята, чай со смородиной и мятой после бани, каша из печки, парное молоко, полевые травы и цветы. Все это очень сильно развивало мое обоняние и сейчас помогает в построении композиций. Но интерес к парфюмерии родился уже в сознательном возрасте.

— А кто вы по образованию? Где учились?

— Я управленец, училась в РАНХиГС.

— Как родилась идея создать свой парфюмерный бренд?

— Идея родилась в пандемию. Всегда шучу, что это было знатной авантюрой — заняться парфюмерией, когда из-за ковида обоняние покинуло нас. На тот момент у меня была студия маникюра. Ее пришлось закрыть. Доход исчез, а обязательства остались. Так в какой-то из вечеров мне пришла идея создавать духи. Тогда показалось, что это интересно, не банально и можно работать и офлайн, и онлайн.

Эльнара Подберезская: “Детство дало богатое обоняние: я помню, как пахнут маленькие цыплята, чай со смородиной после бани, каша из печки и полевые травы”
pdbrperfume

— Что означает PDBR? С какими трудностями столкнулись, воплощая в жизнь такой проект?

— PDBR — это сокращение моей фамилии Подберезская. Трудностей, на самом деле, было много. Начиная с учебы (официально на парфюмеров не учили), заканчивая тем, что парфюм российского производства все еще воспринимают со скепсисом. Проблемы с сырьем, флаконами. С производством. Как начинающий бренд, я не могу разлить на производстве небольшую партию в 100-300 флаконов. Надо сразу 2000-5000. А это другие бюджеты.

— Вы сами являетесь и парфюмером бренда? У многих зарубежных брендов принято сотрудничать с приглашенными парфюмерами. Как у вас обстоят дела?

— Чтобы сотрудничать с приглашенными парфюмерами (европейскими), опять же нужны бюджеты. Но мне это и не интересно. Мне хочется творить самой, выражать эмоции и ощущения через парфюмерные композиции. Для меня это способ самовыражения. Поэтому — нет, никаких приглашенных экспертов. Но поучиться у них я бы не отказалась.

— У каких парфюмеров вы бы хотели поучиться?

— Точно у Жан-Клода Эллена, Фрэнсиса Куркджяна и Квентина Биша.

— Что для вас парфюмерия помимо способа самовыражения? Работа или нечто большее, искусство, которое стало частью жизни?

— В первую очередь — работа. Но как говорится, найди дело своей жизни и не будешь работать ни дня. В этом деле я нашла все, что я люблю — общение с людьми, творчество, продажи, управление.

— У бренда сегодня большая команда? С кем вы советуетесь, создавая ароматы?

— Сейчас в команде 3 человека. Я, технический специалист (мой муж) и ассистент-менеджер (моя старшая дочь). При создании ароматов не советуюсь. Только я знаю, как должен выглядеть окончательный вариант.

— Что вас вдохновляет при создании ароматов?

— Это сложный вопрос. Меня вдохновляют собственные эмоции, чувства и ощущения. Я люблю жизнь, люблю искусство, люблю наблюдать за людьми и их реакциями. Тонко чувствую чужие настроения. Но нет такого, чтобы я вдохновилась персонажем из книги или фильма. Чаще я создаю ароматы так: чувствую, что мне не хватает уверенности, некоторой дерзости даже, и вот эти качества закладываю в основу. Так, например, родился аромат Charisma.

Эльнара Подберезская: “Детство дало богатое обоняние: я помню, как пахнут маленькие цыплята, чай со смородиной после бани, каша из печки и полевые травы”
pdbrperfume

— У вас есть любимые парфюмерные бренды? За кем следите из мировых маэстро? Мне очень нравится Серж Лютанс. Как он вам?

— Серж Лютанс гений, у него сложные и интересные ароматы. Слежу за общими трендами, но за кем-то конкретным, нет. Мне нравятся работы и подход к построению композиций Жан-Клода Эллена и Фрэнсиса Куркджяна. Эллена потрясающе работает с имбирем, кардамоном и цитрусами, а Куркджян делает акварельно и объемно.

— Какие планы у PDBR? Какие мечты у вас самой?

— В планах открытие полноценного шоурума в Нижнем Новгороде и масштабирование на Россию через партнеров. А я мечтаю жить там, где нет зимы и снега. Я страшная мерзлячка.

Эльнара Подберезская: “Детство дало богатое обоняние: я помню, как пахнут маленькие цыплята, чай со смородиной после бани, каша из печки и полевые травы”
Фотограф Полина Щедрина, проект «Лица культурной столицы»

— Ещё такой вопрос: насколько сложно конкурировать российскому бренду с парфюмерными гигантами Запада сегодня?

— Будем честны, опыта и возможностей у западных коллег хватит на две жизни. Российские бренды только встали на этот сложный путь. Более того, бюджеты на рекламу и маркетинг не сравнимы. Поэтому тут вообще нет смысла говорить о конкуренции. Мы идем разными путями. Радует, что сейчас все больше в тренде становится русское. Я любила российские бренды еще до того, как это стало мейнстримом. Считаю, что в наших людях столько потенциала, главное — поддержать и не мешать.

— А на российском рынке, как начинающему бренду, вам сложно? Есть, с кем конкурировать? Или вы все относитесь друг к другу как к коллегам по цеху? Как вообще устроен российский рынок: общаются ли парфюмеры между собой, есть ли взаимовыручка, учитывая сложности с сырьем и многое другое, есть ли какая-то «парфюмерная тусовка» именно для тех, кто в профессии.

— Сложно с точки зрения отсутствия необходимого бюджета для развития. Можно увидеть много успешных отечественных кейсов в косметике, например. Я начинала как ремесленник. С другой стороны, не хочется уходить совсем в тираж, хочется оставаться особенными. Я воспринимаю всех как коллег. Со многими дружу. Мы все делаем классное дело и точно войдем в историю как те, кто не побоялся. Есть профильные парфюмерные выставки, есть чатики в мессенджерах, где можно задать вопросы или просто получить поддержку. Тусовки есть разные, тех, кто уже вышел в сети, например, Pure Sense, Mayme. И тех, кто только стремится туда.

— Какой парфюм вы сами носите?

— Я редко ношу парфюмы, потому что, работая с душистыми веществами нужно, чтобы обоняние было чистым, ничто не примешивалось. Я люблю пряные, кожаные, древесные ароматы. Любимчики Terre d’Hermes, Aqua Media Kurkdjian.

Эльнара Подберезская: “Детство дало богатое обоняние: я помню, как пахнут маленькие цыплята, чай со смородиной после бани, каша из печки и полевые травы”
Фотограф Полина Щедрина, проект «Лица культурной столицы»

— А какой парфюм, созданный вами, самый любимый? И почему.

— Нет какого-то одного, потому что парфюмерия — это про настроение. Сегодня я хочу быть милой и нежной, а завтра — покорительницей мира. Есть любимые направления — зелень, пряности, кожа, древесина, цитрусы. Весной/осенью чаще ношу Charisma, зимой — Столицу Закатов. Когда хочется заземлиться — Cold Lake.

— Не устаете от ароматов? И бывает ли у парфюмеров профдеформация? Например, когда начинаешь замечать тончайшие ароматы, которые другим не бросаются в нос.

— Иногда устаю, когда долго работаю над композицией. Тогда устраиваю себе выходной и иду гулять, проветривать нос. Профдеформация, мне кажется, есть у всех, кто долго занимается чем-то. У меня это выражается в том, что любой аромат я начинаю раскладывать на вещества. Например, личи пахнет метилантранилатом.

— Вообще сам процесс создания духов человеку со стороны напоминает какую-то алхимию. Насколько он сложен на самом деле? Когда вы в это погрузились, что было самым трудным?

— Это и есть алхимия. Вообще при обучении на парфюмера, химическое образование обязательно. У меня нет, но я занимаюсь самостоятельно, чтобы лучше понимать реакции, взаимодействия веществ и прочие аспекты. Самое сложное — поиск баланса в формуле. Это самый кропотливый этап, когда раз за разом создаются образцы. Занимать он может от 2-х месяцев до года. Сначала продумывается идея аромата, подробно описывается характер будущей композиции, звучание, эмоции, температура (теплый или свежий). Далее подбираются вещества, которые будут играть ключевую роль в создании центрального аккорда, потом вещества, которые создают нюансы. Потом составляется список веществ и к каждому веществу ставится дозировка, исходя из знаний и опыта парфюмера. Это и есть формула. И вот баланс этих дозировок и является ключевым. Ведь парфюм должен не только красиво звучать, технические характеристики, такие как диффузия, шлейф и стойкость, тоже важны.

— У нас ведь большинство самоучки или есть парфюмеры с химическим образованием? Вы сами не хотели бы получить университетское химическое образование?

— Да, в России почти все парфюмеры самоучки, но есть несколько человек, которые закончили институт во Франции, они химики-парфюмеры. В 2024 году в Москве открылась кафедра парфюмерии, теперь и у нас есть официальное образование. Но туда можно поступить тоже только с химическим образованием. Если бы предоставилась возможность, да, я бы закончила химфак.

— А вы сами перфекционист в создании духов? Какой ваш аромат рождался дольше всех?

— Перфекционист и сам себе злобный критик. Я не видела ни одного творческого человека, который бы был полностью удовлетворен своим результатом, всегда кажется, что можно доработать. Я все ароматы делаю долго. Мне надо 4-5 месяцев минимум. Один из самых долгих — новинка, которая выйдет в феврале. Почти полтора года делала.

Эльнара Подберезская: “Детство дало богатое обоняние: я помню, как пахнут маленькие цыплята, чай со смородиной после бани, каша из печки и полевые травы”
Фото предоставлено автором

— Расскажите немного о ней.

— Новинка идет в ногу с трендом (хотя, когда начинала делать, не знала этого). Это будет зеленая, свежая, чуть пряная, с ароматическим профилем композиция. Унисекс, как почти все мои ароматы. В этом аромате много натуральных веществ.

— А как вы считаете, российской парфюмерией интересуются в других странах? Какие тенденции здесь вы видите?

— Я не считаю, а точно знаю, что интересуются. И до событий 22 года у нас заказывали и в Китай, и в Германию, и в США. И как показывают глобальные тренды — русское любят, в принципе. На мой взгляд, тенденции самые радужные. Конфликты не длятся вечно, они заканчиваются, и все приходит к своему обычному ритму. И у нас сейчас есть потрясающая возможность закрепиться на рынке и выдать все, что мы умеем. А мы умеем и одежду, и украшения, и посуду, и косметику, и парфюмерию.

— Почему русское любят, как по вашему? За что?

— Русское — это про культуру, про традиции и базовые ценности. Мы фундаментальные. От того, что у нас обширное географическое положение, можно увидеть и этнические мотивы северных народов, дальневосточный колорит, а такие народные промыслы, как гжельская и хохломская росписи, находят реализацию в современных изделиях. Мы идем в ногу со временем, но при этом помним и сохраняем традиции. Мне кажется, мы просто классные, самобытные и настоящие. За это и любят.

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected]. Мы в соцсетях: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76