Елизавета Рубашина: «Для меня в гончарном ремесле процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда гораздо более важен, чем результат»

Керамист из Петербурга Елизавета Рубашина о гончарном ремесле как способе отвлечься от рутины и выразить себя; о чем мечтает художник-керамист, и что для него в гончарстве стоит на первом месте


Гончарство (от слова “гърнь” — огонь, а также печь для обжига керамики, однокоренное “горнило”) всегда казалось мне каким-то чудесным искусством, символизирующим сотворение мира. А потому люди, владеющие искусством работы на гончарном круге, величайшем изобретении человечества — если не приближенными к тайным знаниям, то, как минимум, кудесниками. В Древней Японии, например, гончары, подобно жрецам, составляли целую касту. Были особой кастой гончары Цейлона и даже средневековой Индии. 

Елизавета Рубашина: "Для меня в гончарном ремесле процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда гораздо более важен, чем результат"
Фото предоставлено героиней

Елизавета Рубашина — талантливый художник-керамист, преподаватель гончарного ремесла. Когда я впервые увидела ее работы, то не могла поверить, что их создали человеческие руки. Искусно вылепленные формы были отданы художницей на волю печи. И та уже обожгла их, превратив в шедевры искусства. Только это такие шедевры, которые вполне могут стоять у нас с вами дома и быть полезными в быту. 

Елизавета Рубашина: "Для меня в гончарном ремесле процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда гораздо более важен, чем результат"
Фото предоставлено героиней

За трудом любого гончара интересно просто наблюдать, но работа Елизаветы по-настоящему завораживает. Легко, непринужденно, почти играюче, чуть ли не по волшебству под ее руками возникают то элегантные миниатюрные кувшины, то массивные, словно добытые из тел бессмертных  великанов вазы. Смотришь и очаровываешься. И лишь умом догадываешься, сколько опыта, знаний и тысячи секретов ремесла стоит за всем этим. 

Елизавета Рубашина: "Для меня в гончарном ремесле процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда гораздо более важен, чем результат"
Фото предоставлено героиней

Мы побеседовали с Елизаветой, чтобы побольше узнать о жизни художницы:

Здравствуйте, Елизавета! Первый вопрос, конечно же: говорят, что все идет из детства. А как у вас? Каким ребенком вы были, чем увлекались? В какой семье росли?

— Здравствуйте! Я выросла в маленьком городе в Челябинской области. Мои родители не были художниками, но всегда поддерживали мои увлечения и интересы. В детстве мне нравилось все, что связано с творчеством: рисование, лепка. И я закончила художественную школу по направлению “Скульптура”, хотя сначала училась на отделении живописи. Преимущественно я делала многофигурные композиции из глины. Думаю, в том, что я стала художником-керамистом, большую роль сыграло именно это.  

Елизавета Рубашина: "Для меня в гончарном ремесле процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда гораздо более важен, чем результат"
Фото предоставлено героиней

А где вы учились? Кто по образованию? 

— Я получила высшее образование в СПБПУ по направлению “Дизайн”. 

Как вы увлеклись гончарным делом? С чего все началось?

— Как и многие, в керамику я пришла, посетив мастер-класс за гончарным кругом. По воле судьбы гончарный круг стал встречаться мне в повседневной жизни все чаще и чаще — на фестивалях, в отпуске, в разговоре с незнакомцами. Я “погончарила” еще пару раз и поняла, что это моё — пошла учиться.

Елизавета Рубашина: "Для меня в гончарном ремесле процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда гораздо более важен, чем результат"
Фото предоставлено героиней

Что вас вдохновляет как керамиста и дизайнера? Какие смыслы и образы вам нравятся?

— В гончарном деле искусство формы стоит для меня на первом месте. Вдохновляет сама природа материала, традиционные техники и приемы формообразования разных эпох и народов — это всегда даёт новые идеи. Очень интересно изучать старинные орнаменты и формы, чтобы переосмыслить их в современном контексте. Работа с глазурями — тоже очень важная часть процесса создания изделия. В нем меня воодушевляет непредсказуемость и доля случайности, так как часто не знаешь, как именно поведет себя связка материалов во время обжига. Ну а неожиданные результаты еще больше вдохновляют на новые эксперименты и творческий поиск. 

Елизавета Рубашина: "Для меня в гончарном ремесле процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда гораздо более важен, чем результат"
Фото предоставлено героиней

А у вас есть любимые изделия, сделанные вами?

— Работа художника-керамиста долгая и растянутая во времени, поэтому каждый новый объект становится для меня особенным и самым любимым. Далеко не все гончарные работы доходят до зрителя или вообще до обжига, но, кажется, я могу вспомнить все-все формы, которые когда-либо сгончарила. В конце концов, процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда становится гораздо более важным, чем результат. 

Елизавета Рубашина: "Для меня в гончарном ремесле процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда гораздо более важен, чем результат"
Фото предоставлено героиней

Вы ведь также преподаете гончарное ремесло. У вас много учеников? Насколько тянутся люди к этому направлению ручного труда?

— Мне кажется, что интерес к нашему ремеслу растет с каждым годом. Люди просто устают все время нажимать кнопки клавиатуры и хотят потрогать живой материал. У меня много учеников, и они из разных возрастных групп — как взрослые, так и дети — и с разными целями. Кто-то хочет научиться гончарной технике с нуля, кого-то интересуют большие формы или отработка конкретных ошибок, кто-то хочет сделать набор посуды для дома. Люди тянутся к гончарному делу не только как к ремеслу, но и как к способу отвлечься от рутины и выразить себя.

Елизавета Рубашина: "Для меня в гончарном ремесле процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда гораздо более важен, чем результат"
Фото предоставлено героиней

Кто вас поддерживает? Расскажите про команду, если она есть. Или вы вольный творец?

— Я работаю в одиночку, без команды. Сейчас арендую чудесную мастерскую, которая уже стала мне вторым домом.  Это место, где я полностью ухожу в процесс и работаю над своими проектами без отвлечений. Конечно, есть люди, которые меня поддерживают — это мои друзья и семья. Работа с большими вазами бывает трудна в физическом смысле, и они всегда готовы мне помочь. 

Елизавета Рубашина: "Для меня в гончарном ремесле процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда гораздо более важен, чем результат"
Фото предоставлено героиней

Какие планы сейчас у вас, как у керамиста, и какие мечты у вас, как у человека?

— Как у керамиста, у меня сейчас много интересных замыслов. Планирую участие в выставках, а также работаю над новой коллекцией керамических декоративных изделий. Кроме этого, продолжаю развиваться как преподаватель и всегда жду новых учеников для обучения. Ещё я мечтаю о путешествиях по миру, чтобы вживую познакомиться с разными техниками гончарного дела — например, я сама хотела бы поучиться у знаменитых корейских мастеров. И, конечно, мечтаю делиться и своим творчеством с людьми по всему миру.

Елизавета Рубашина: "Для меня в гончарном ремесле процесс работы над изделием имеет особенное значение и всегда гораздо более важен, чем результат"
Фото предоставлено героиней

Познакомиться ближе с творчеством Елизаветы можно в ее социальных сетях @rubashhina_ceramics

Моника Мариани

АВТОР

По вопросам стажировки: [email protected]

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76