Екатерина Пжеберала: «Мода — проявление во всём, что нас окружает»

Модельер Екатерина Пжеберала рассказала о современной моде, ее влиянии на глубину личности и выражении культурного манифеста.


Екатерина окончила парижскую школу моды, из которой вышли основатели Yves Saint Laurent, Karl Lagerfeld, Valentino. Дизайнер также имеет редчайшую для России профессиональную практику и рекомендации от дома моды Clarisse Hieraix.

Это фактически уникальный случай для российской модной индустрии – обучение и практика во Франции такого уровня. При том получать фактически закрытые знания в «сердце» модной индустрии мира (поступление в школу проходит жесткие профессиональные фильтры) Екатерина начала, уже будучи опытным дизайнером – прежде она вошла в число лучших выпускников «Лаборатории моды» Вячеслава Зайцева в 2015 году, стала призёром конкурса профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой, «прошла» несколько высоко оцененных критиками показов, в том числе на Moscow Fashion Week в 2015-2017 гг., при поддержке и участии таких звезд, как Елена Ленина, Прохор Шаляпин и многие другие.

До «парижского» этапа были созданы коллекции «Нежность», «Дыша духами и туманами…», «Жительница мегаполиса», «Краски лета» под псевдонимами Екатерина Бер, Екатерина Романова. Уникальный опыт из сердца мировой моды позволил создать новую, революционную коллекцию-манифест «Возрождение. Леонардо да Винчи» под брендом EKaterina RinaR, посвященную 570-летию европейского гения. Она была показана во Франции на Paris Fashion Week 2022 february Flying Solo, а затем в качестве демонстрации «культуры приятия» в противовес «культуры отмены» Запада состоялось несколько показов в Москве, в том числе на основной площадке первой инициированной правительством Москвы «Неделе моды» в Зарядье 26 июня 2022 года. Показ «Леонардо да Винчи» под специально созданную музыку современного неоклассика Тиграна Джагера (Tigran Jager) с открывающим танцем примы-балерины Большого театра Евгении Образцовой и королевским выходом в завершении певицы и актрисы Лады Дэнс был освещен отдельными сюжетами в ведущих российских СМИ – «Россия 1 – Вести», ТАСС, а также упомянут в десятках других медиа и рядом экспертов.

Сейчас идет работа над другими уникальными коллекциями. Все они базируются на формировании четких концепций, продвигающих российские ценности: «культура приятия», просветительство о выдающихся идеях, ценностях и людях России и мира.

Екатерина Пжеберала: «Мода - проявление во всём, что нас окружает»
Фото предоставлено героем

Что для Вас значит мода?

— Мода — проявление во всём, что нас окружает. Что человек читает, какую слушает музыку, какое кино смотрит, из какой посуды ест и так далее.

Каковы задачи профессии?

— Есть одна и постоянная задача для меня: создавать женскую одежду так, чтобы каждая женщина, которая её надевала, начинала проявлять свою истинную красоту, выделяющую ее неповторимость, уникальность. Сделать наш мир чуточку прекрасней.

Какими качествами должен обладать модельер? Какая этика важна для модельеров?

— На мой взгляд, модельер — это не только тот человек, который изучил шитье, это прежде всего человек, который наполнен изнутри глубоко. Развит в области искусства, в разных направлениях, будь то живопись, хорошее кино, классическая литература, музыка. Только в этом случае возможно создание одежды для женщины. Люди искусства — это те же самые доктора, но только не тела, а души, спасители красоты в человеке.

С какими проблемами Вам пришлось столкнуться?

— Есть одна большая проблема в нашем веке — понятие самой культуры постепенно исчезает из жизни современного общества. При этом в России почти перестали появляться собственные высокие идеи и имена в области культуры и искусства, чаще видится подражание Западу или, в лучшем случае, отыгрывание классики. С глубокой печалью нам пришлось попрощаться в 2023 году с великими советскими и российскими кутюрье – Вячеславом Зайцевым и Валентином Юдашкиным. Появятся ли мастера такой же величины – большой вопрос.

Причина – в том числе в недостаточном внимании государства и бизнеса к реально новым идеям и жизнеспособным культурным концепциям: пробился, пусть и с не вполне качественными решениями, но наличием финансирования, — хорошо, дальше, возможно, поддержат, нет материальной поддержки на старте – дальнейший путь маловероятен. В итоге многие идеи и творцы сворачивают со сложного пути, идут по привычным, более продаваемым концепциям, а это, опять же, чаще – копии решений Запада, да еще с каким-то заметным отставанием и сильным упрощением. Так не только в моде, это свойственно сейчас и кино, и музыке.

Вы затронули смежные сферы искусства. Как Вы используете их в своей работе?

— Как Вы заметили, свои показы я стараюсь сопровождать музыкой современного композитора Тиграна Джагера, мы совпадаем в ощущении красоты и того, что можно называть «высокое искусство». Будучи без академического образования, но с уникальной музыкальной интуицией, он создает неоклассические произведения, посвященные выдающимся личностям и мировым идеям, которые при этом заставляют трепетать и верить услышанному, как когда ты слушаешь Прокофьева, Чайковского, Вивальди. Сейчас так почти никто не пишет в России, у всех сложные и перегружающие «концепты», в моде – малопонятный авангард, а на подиумах – чаще всего «трэп-музыка», «хаус», «лоундж», помогающая чеканить шаг моделям. Но нет Музыки с Большой буквы.

Из области художественного искусства и музейного дела я бы хотела начать сотрудничать с уникальным художником, работы которой есть в крупнейших российских музеях, — Еленой Шнайдер. В основе ее работ и реставраций ткани используется трафаретная печать, которой принято реставрировать ткани в музеях на мебели и стенах. Применение такой техники в одежде, созданной по лучшим основам мировой и российской моды, придает ей художественную и историческую ценность.

Я много изучала и воплощаю в моделях знания об архитектуре. Так, например, в коллекции «Леонардо да Винчи» вы увидите плетение элементов величественных строений эпохи Проторенессанса: для этого использована техника скручивания нитей разных цветов вязаных изделий для создания уникального оттенка.

В целом обращение к истории мировой науки и культуры – мой осознанный выбор. В этом есть своего рода кинематографичность моих коллекций и дефиле.

Екатерина Пжеберала: «Мода - проявление во всём, что нас окружает»
Фото предоставлено героем

Как Вы решили стать модельером?

— С 5-ти лет я начала рисовать, много работала, изучая цвет, сознательно училась рисунку, живописи и композиции в художественной школе для того, чтобы стать художником-модельером. Продолжая свое художественное развитие, я готовилась к поступлению в Академию С.Г. Строгонова, занималась с ее лучшими педагогами. Узнав о наборе в Лабораторию Вячеслава Михайловича Зайцева, приняла решение идти к своей мечте — стать профессиональным художником-модельером.

Какие шаги пришлось сделать на пути профессионального становления?

— К окончанию обучения в Лаборатории Моды Вячеслава Зайцева мной была представлена дипломная коллекция «Дыша духами и туманами …». По итогу показа меня пригласили принять участие в Московской неделе моды в Гостином дворе. В процессе подготовки к показу я расширила коллекцию, разбив ее на две части — дополнив вечерние образы дневными. Показ коллекции состоялся в октябре 2015 года в Гостином дворе на Московской неделе моды. Не останавливаясь на достигнутом, я продолжила упорно трудиться, создала и представила коллекции на Московских неделях моды в Гостином дворе: в октябре 2016 года коллекция «Нежность», в марте 2017 года коллекция «Жительница мегаполиса» и в октябре 2017 года коллекция «Краски лета».

Осознавая, что художник-модельер – это профессия, требующая постоянного самосовершенствования, я задумалась о дальнейшем обучении. В 2018 году я поступила в самую известную в мире школу моды Ecole de la Chambre Syndicale de la Couture Parisienne в Париже. В 2019-м я закрепила свое образование профессиональной практикой в доме моды Clarisse Hieraix, по окончании которой мне выдали диплом о завершении обучения в Ecole de la Chambre Syndicale de la Couture Parisienne.

Это были одновременно сложные, требующие немалых средств и сил, и прекрасные годы получения уникальных знаний и практики. К сожалению, таких знаний практически нет в России, и в перспективе я очень бы хотела передать их начинающим модельерам своей страны. Пока не знаю, как это будет реализовано, но мысли такие есть.

После возвращения из Парижа я приступила к созданию коллекции «Возрождение. Леонардо да Винчи». Она была показана и в Париже, и в великолепных исторических интерьерах музея-усадьбы Люблино, величественном здании павильона «Казахстан» ВДНХ на фестивале «Узоры» в 2023 году, на самой масштабной за всю историю, впервые поддержанной правительством столицы Неделе моды в Москве в 2022 году в основной части – в Зарядье, а также на выставочных показах Союза художников и многих других площадках.

А почему Вы называете коллекцию «Леонардо да Винчи» манифестом?

— С моими партнерами по музыкальному сопровождению мы изначально поняли, что она стала своего рода заявлением на фоне событий в мире, начавшихся в 2022 году. Мы показываем в противофазе «культуры отмены» России приятие любых культур, в том числе гениальных образцов и творений западной культуры, приятие истории любых этносов в ее правде, а не удобных интерпретациях. И потом, коллекции, посвященные историческим эпохам и выдающимся людям прошлого, — это редчайшее явление в моде, особенно российской.

Что насчёт времени? Работа много времени отнимает?

— Это постоянный и неостановимый процесс, так как является образом мысли и анализа. Это бесконечный процесс доведения вещи до идеала.

Как происходит процесс работы и в чём Ваша сильная сторона модельера?

— Рождается образ, некая идея из которой я черпаю всю информацию и перевожу это в стилевое направление в одежде.

Мой жизненный путь, внимание к обучению, позволяет мне работать с различными техниками, в том числе со свободной формой, родоначальником которой является японский модельер Шинго Сато. Художественное образование дало мне профессиональное чувство цвета, которое я грамотно использую при создании коллекций одежды и украшений, создавая авторские принты, собственные цветовые решения и формы.

Все это сформировало мои сильные стороны, которые заключаются в художественной ценности вещей и высоком качестве исполнения.

Моника Мариани

АВТОР

По вопросам стажировки: [email protected]

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76