Эко-устойчивость как новый пост-вирусный формат моды

В неравновесной термодинамике и синергетике термин “точка бифуркации” означает смену установившегося режима работы системы. Иными словами — это когда привычный режим становится неопределенным и неустойчивым. COVID-19 приводит к точке бифуркации все взаимосвязанные системы: мировые, локальные, экономические, социальные, государственные, общественные, нравственные, личностные, духовные… Всё неизбежно трансформируется.

Фото: pexels.com

Я, как эксперт эко-устойчивой моды, не могу остаться равнодушной и не встать на передовую антикризисного штаба эко-фэшн. Ольга Джонстон Антонова собрала меня и других “зеленых инфлюенсеров” — экспертов экологичности и моды из разных стран, областей и знаний — на онлайн-встрече. 

Фото: pexels.com

Повесткой дня стали темы:

  • что происходит: глазами каждого в отдельности;
  • какие сценарии развития нас ждут;
  • поиск новых смыслов и возможностей эко-устойчивой моды.

Текущую ситуацию кратко можно обрисовать так:

  1. Нарушение всех цепочек взаимодействий: от закупок до производства. Видна огромная зависимость от Китая.
  2. Крах fast fashion, недейственность эко-маркетинговых кампаний крупных брендов (как в случае с H&M), кризис ритейла.
  3. Резкий переход на e-commerce.
  4. Неработающий формат контакта с покупателями, сильная нагрузка на общение через социальные сети.
  5. Для потребителя — резкое снижение покупок. Это может стать толчком переосмысления в сторону осознанного потребления. Хочется верить, что шопинг перестанет быть “психологической разгрузкой”.
  6. Паники в бизнесе: все пытаются выжить и адаптироваться. Ситуация усугубляется отсутствием подушки безопасности у предпринимателей, брендов и потребителей (сокращение издержек, оптимизация костов, вопрос цены и ее манипуляции).
  7. Переоборудование производства для медицины (от мелких надомных мастерских и до крупных производств — все шьют маски, не понимая, что будет с производствами в будущем).
  8. Крах экономических систем без государственной поддержки. Страдают легкая промышленность и локальные проекты.

Что будет дальше? Какие возможности и решения помогут выйти из кризиса? Найти единственный ответ невозможно. Сейчас — удивительное время, когда каждый и все вместе создают будущее. И хочется надеяться, что одной из составляющих позитивного финала станет осознанность.

Фото: pexels.com

Какие изменения могут произойти в индустрии моды

Пальто ViTerra: домотканая ткань из шерсти

В моде это — эко-устойчивый fashion на всех уровнях взаимодействия и создания. Его основанием будет sustainable consumption (устойчивое потребление). Хорошо чувствовать себя будут апсайклинг проекты, концепции 9R, zero waste, локальные производства и ремесло, индивидуализированные истории потребителя (кастомизация), а также формат DIY.

Домотканая ткань из шерсти, изготовленная Анной

Первое, что надо сделать — использовать то, что уже есть на складах (ткани, стоки потребителей, одежда-сырье от госконтрактов), включить креативное мышление и создать из них новую продукцию. Как пример, проекты в России, работающие с секондом (тот же “Спасибо”), заполнены материалом для кастомайзинга и дизайнерских апсайклинг-историй.

Одежда марки Кукабарра из старых советских платьев петербургского дизайнера Альфии

Дизайнеры и онлайн

Большая часть коммуникаций будет происходить в онлайне, что повлечет за собой выстраивание их новых цепочек. Важными будут диджитал и цифровые основы в моделировании и создании вещей (виртуализация моделей и демонстрация их с помощью 3dclo, виртуальных примерок). А также — использование цифрового контента, VR и AR в общении с покупателями.

Визуализация цифрового образа в программе 3dclo дизайнера Регины Турбиной

Со стороны сырья и тканей — использование альтернативных устойчивых материалов, например, кокосовой кожи (без вреда для человека, природы и с сохранением рабочих мест). 

Фото: ViTerra, Botanita

Переосмысление роли дизайнера и рождение новых услуг: консультация на дому, создание персональных гардеробов, основанных на базовых моделях в коллекциях и имеющихся вещах клиента — совмещая свою работу со стилистом.

Дизайнеру нужно будет учиться говорить и показывать нативно, на языке покупателя, беря во внимания персонализацию одежду. Ее важными критериями станут комфорт и “защита”, более доступным будет “умный текстиль”.

Носки: innovationintextiles.com

Для успешного будущего рынок поделится и будет развиваться в формате комьюнити (кружков, коворкинг-платформ) в онлайн и оффлайн. Кто знает, может, через 2 месяца на онлайн-бирже тканей вы сможете купить залежавшуюся со времен СССР ткань у соседки по этажу. И, не тратя ресурсы на логистику, через несколько дней соседка сможет купить у вас новое платье.

Новый формат комьюнити творческих людей
Новый формат комьюнити творческих людей

Давайте вместе осознавать и моделировать настоящее будущее моды!
#howtobedesigner 

Комментарии
Виктория Гаевская
Виктория Гаевская

Эксперт Экоустойчивой Моды, Дизайнер

Исследователь материалов и создатель 1-го в России блога про Осознанную Моду, Дизайнер эко-френдли бренда ViTerra

Мы в сети

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
hello@designersfromrussia.ru