Дом моды «Мырбор» Марии Кутолли. Славянское шествие по Европе

В его дверях стояли позолоченные вазы с огромными мохнатыми розами, словно сотканными из самой дорогой парчи. Входя внутрь, женщины восклицали: «Какое совершенство!». «Мырбор» создавал не только одежду, чей успех был циклопического размера, но и предметы интерьера с абстрактным орнаментом и славянскими мотивами. Этот русский Дом моды основательно укрепил любовь европейцев к стилю а ля рюс.


1925 год. В очередном номере популярного журнала «Вог» появляются эскизы нарядов, украшенных причудливыми аппликациями авторства Гончаровой. Подпись под ними гласит: «модный Дом «Мырбор». Сначала «Мырбор» был лишь небольшим ателье, созданным русской эмигранткой Марией Кутолли. Однако очень быстро – даже для того времени – он прославился как отечественный Дом моды, создающий вещи и вещицы в славянском стиле. Наталья Гончарова, в самом деле, создавала для него эскизы какое-то время – сегодня их можно увидеть разве что на страницах сохранившихся модных журналов 20-х годов.

Иллюстратор Наиля Бутусова, @butusova_portfolio
Иллюстратор Наиля Бутусова, @butusova_portfolio

Успех «Мырбор» и его славянских узоров

«Мырбор» и работа его хозяйки, русского дизайнера, сильно отличалась от творчества других ателье и модных заведений, занимающихся пошивом одежды. Главное отличие заключалось в концентрированной исконно-русской красоте, которой придерживался новый Дом. Мария не хотела отходить от этого направления ни на шаг. Еще в России она восхищалась старинными национальными нарядами, богатством его узоров и орнаментов, красочностью парадных костюмов бояр Древней Руси.

Во Франции Мария Кутолли первой сделала попытки возродить создание гобеленов. Сначала она заказывала полотна только для своего Дома моды из России, затем – для заинтересованных клиентов. Европейцы не встретили гобелены с той радостью, на которую рассчитывала Мария, но прониклись славянским колоритом, русскими мотивами. К тому же в 20-ые годы очень резко стало популярно все, что связано с национальным достоянием России. То тут, то там находились коллекционеры, готовые скупать русские наряды, предметы интерьера и даже шторы.

Дом моды «Мырбор» Марии Кутолли. Славянское шествие по Европе

Наряды «Мырбор» казались не менее загадочными и пикантными, чем одежда китайских императоров из экзотических стран. Вершиной искусства Кутолли были аппликации – яркие, красочные, богатые, напоминающие густые цветочные переплетения. Искусствоведы тех времен называли эти изделия произведением искусства. Мария получила звание талантливого отечественного модельера. А ее одежда стала популярна во всей Европе, хотя успех однозначно преодолел и эти границы.

Наряды русской эмигрантки были полны вышитых магнолий и роз, золота ночи и серебра рассвета. Переливающаяся вышивка напоминала пыльцу прекрасных цветов, листья из лоскутов возрождали в памяти вечнозеленые леса, пьянящие своим ароматом. В особо эстетствующих уголках Франции Кутолли прозвали королевой шедевров. В основном у

нее одевались аристократы и известные личности, любящие блеснуть роскошным туалетом на званом ужине. Но были и коллекционеры, любители русского стиля, творческие люди, которые использовали ее шедевры в своих целях: в театральных постановках, декорировании интерьеров.

Мария Кутолли начинает создавать предметы интерьера

До сих пор среди родовитых коллекционеров Франции хранится удивительная история, связанная с творчеством талантливого русского кутюрье и хозяйки «Мырбор». Согласно сохранившимся фрагментам этого пересказа, Мария Кутолли однажды приняла в своем ателье расстроенного высокого господина. Им оказался некий русский дворянин, аристократ, красавец с черными, как смоль, волосами. Он был так расстроен, что не мог вымолвить ни слова. Только сидел на софе прихожей и смотрел перед собой, потирая обескровленное лицо руками.

Дом моды «Мырбор» Марии Кутолли. Славянское шествие по Европе

Мария Кутолли лично вышла к нему и отпаивала сильно заваренным чаем. Когда мужчина пришел в себя, то рассказал хозяйке, что к завтрашнему дню должен встретить в доме своего брата высокопоставленных американских гостей. Но гобелены, которые они приехали посмотреть, были украдены вместе с другими коллекционными предметами интерьера. Рассказав эту историю, он принялся умолять хозяйку помочь ему. И Мария не растерялась. В тот день она отпустила почти всех своих работниц по домам. В ателье осталось только несколько верных помощниц.

Целую ночь Мария с девушками работала над созданием гобеленов для дома князя. Кое-какие вещи они взяли из предыдущих коллекций русского дизайнера. К утру взволнованного мужчину уже ждали готовые панно, которые были настолько роскошны, что князь вновь разрыдался, но уже в благодарностях. Как прошла встреча в тот день, история умалчивает, впрочем, всем становится ясно, что Мария Кутолли благодаря своему мастерству и находчивости смогла за одну ночь создать удивительные вещи и помочь своему соотечественнику не упасть в грязь лицом. Чем не сюжет для русской сказки?

Банкротство и закрытие «Мырбор»

К огромному сожалению, российский Дом моды «Мырбор» не смог пережить банкротства и финансовый кризис 30-х годов. Его дела становились все хуже, интерес европейцев к славянской тематике и русской культуре сильно упал. Их больше не интересовала подлинная эстетика и рукотворное искусство. Кто-то лишился своего состояния и принялся распродавать коллекции за гроши; другие просто затянули узелки, чтобы переждать нелегкое время. Мария еще несколько лет пыталась сохранить вещи в нетронутом состоянии, но жизнь диктовала свои условия.

Дом моды «Мырбор» Марии Кутолли. Славянское шествие по Европе

«Мырбор» был закрыт, став легендой, тенью, памятью. Но он также стал и украшением истории российской моды. Мария Кутолли была слишком преданна своей любви к славянскому колориту. Ей не было дела до набирающих популярность египетских мотивов и узоров гробниц Тутанхамона. Она до конца оставалась верна России, хотя так и не смогла вернуться на Родину. Как и многие русские эмигранты, она встретила конец жизни в изгнании. А Франция, кажется, вновь – уже в который раз – приютила, подарив последнее пристанище, обездоленного и отторгнутого родной колыбелью гения.

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected]. Мы в соцсетях: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76