Дмитрий Щербаков: «Дизайнер – это профессия без возраста»

Как выигрывать дизайн-конкурсы, почему индустрию ждут серьезные изменения и так ли важно художественное образование. На вопросы Designers from Russia отвечает член экспертного совета DFR Fashion Awards Дмитрий Щербаков.


Дмитрий Щербаков – член Союза дизайнеров России, старший преподаватель кафедры Системного дизайна в РГУ им. Косыгина. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Дмитрий Щербаков: «Дизайнер – это профессия без возраста»

Ваши студенты регулярно выигрывают престижные конкурсы («Фабрика дизайна», WorldSkills, Gagarin awards, «Отлично» и др.), а дипломные проекты периодически печатаются в западных СМИ. Можно ли сказать, что Вы вывели какую-то формулу успешного проекта?

— Тут ответ прост и однозначен: стоит планировать вдолгую. У многих творческих людей горизонт планирования – 3–7 дней. Закончил проект – заработал денег – ищешь новый проект.

Важно делать знаковые проекты, пусть за небольшой прайс – но знаковые, которые демонстрируют ваше мастерство и отражают ваши ценности. Сделанная сейчас работа начинает приносить дивиденды спустя несколько месяцев, а то и лет. А конкурс, международное признание – это всего лишь следствие такого подхода. Если сказать одной фразой – «делай больше, чем ожидают».

О коммерческой привлекательности тоже не стоит забывать. Всегда привожу своим студентам пример: я продал все свои курсовые работы и дипломную, естественно, тоже. Нужно думать о своей текущей учебной деятельности как о коммерческой деятельности. Работа в стол – это плохо.

В одной из статей Вы писали, что молодые дизайнеры недооценивают значимость конкурсов. Как они влияют на карьеру?

— В первую очередь, это возможность влиться в профессиональную среду. Есть грубое выражение – «торговать лицом». О вас узнают коллеги по цеху, заказчики, появятся новые связи и откроются дополнительные возможности. Более того, вы пройдете определенные чек-пойнты в своей жизни, что внесет стабильность и душевное равновесие в непростую творческую жизнь.

Вы являетесь трекером проекта «Фабрика дизайна» и интенсива «Архипелаг», членом жюри конкурсов «Золотой медвежонок», «Молочные зубы», «Стартап индустрия», «Дизпром» и др. Расскажите, пожалуйста, как оцениваются проекты, чему уделяется особое внимание?

— К конкурсам можно относиться по-разному. С одной стороны, это лотерея, а с другой – реальный шанс. Полезно знать цели и ценности членов жюри, при возможности увидеть их работы, чтобы понять, что они считают красивым, а что нет. При этом всегда и везде ценится самобытность. Это тот случай, когда у конкурсанта свой собственный путь, когда он делает работы, совершенно не похожие на другие. Это ценится и поощряется, но велик риск быть непонятым. Конкурсы – это всегда интересно и полезно. Они активизируют воображение и включают в соревнование, для многих людей это является мощной мотивацией. 

— Вы преподаете уже более 20 лет. Как, на Ваш взгляд, изменился уровень дизайн-образования в России за этот период?

— Что-то стало хуже, что что-то – лучше. Сейчас из-за огромного количества обучающих материалов можно научиться чему угодно в онлайн-формате. Многие люди именно из-за этого попадают в так называемый «парадокс выбора», описанный Барри Шварцем.

Слишком широкий выбор делает человека несчастным. Большинство людей предпочитают отложить принятие решения на то время, когда количество вариантов изменится в меньшую сторону, и тем самым теряют драгоценное время.

Цифровизация даёт неоспоримые плюсы: контент, профильные форумы, готовые модели и исходники. Скорость потребления информации возросла многократно, но часто мозг попросту не успевает ее перерабатывать – перегружается. Это вызывает сонливость, желание есть сладкое, прокрастинировать. Для сохранения конкурентоспособности современный студент должен изучить минимум в пять раз больше информации, нежели чем студент, обучавшийся 20 лет назад. Замкнутый круг.

Очное обучение лучше?

— Я сторонник «олдскула». Как говорил мой учитель Владислав Древин, мастерство передается исключительно посредством личного общения, из рук в руки. Даже ряд небольших упражнений, сделанных под руководством опытного мастера, позволят нащупать свой собственный стиль и путь. Я за систему образовательных мини-групп или непосредственных занятий с учеником. В этом случае удается «всмотреться», помочь найти свой собственный уникальный путь и визуальный стиль.

Превращение дизайн-образования в конвейер ничего хорошего в длительной перспективе не несет. Опытный преподаватель всегда всматривается в студента, подбирает слова, решения и задания с учётом индивидуальности. Отсюда и произрастают специалисты с большой буквы. А онлайн это происходит или оффлайн – особо роли не играет. Например, сейчас я веду онлайн-наставничество, и эта работа достаточно эффективна.

Несомненно, есть ситуации (например, работа над сложным комплексным проектом), когда работа в группе более эффективна, нежели чем индивидуальные занятия. В этом случае студенты начинают также учиться друг у друга, переосмысливать идеи своих одногруппников. Возникает здоровая конкуренция.

Индивидуальное знакомство с определением карьерных целей и задач + ряд персональных занятий + выход на групповую работу = наилучшие результаты в любом формате обучения.

У Вас в кейсах сотрудничество с большим количеством топовых клиентов. Это Институт психологии РАН, Министерство промышленности РФ, Государствнный кремлёвский дворец, Billa, Globus, McDonald’s, Bulat IT, Forbes, Agama, Pizza Express 24, фабрика «Весна», завод игрушек «Огонек» и мн. др. Какими проектами Вы по-настоящему гордитесь?

Дмитрий Щербаков: «Дизайнер – это профессия без возраста»

— Клиентов много не бывает – так скажут инфобизнесмены и другие продавцы успеха. Нужно понимать, что лучший клиент – это клиент вдолгую. В моей жизни был период, когда я гонялся за заказами от статусных клиентов. Успешно выполнил ряд заказов, и осознал, что лучше работать с крепкими середнячками, стартапами и другими компаниями, которые ещё «горят» или активно зажигаются. В этом случае чаще возникает синергия, активная живая коммуникация, проекты получаются по-настоящему интересными и радуют все стороны процесса. Как правило, это сотрудничество впоследствии длится годами.

Что касается интересных проектов, могу привести в пример электросетевую компанию «Энергострой», с которой мы сделали годовой отчёт в стиле советского учебника по электрофизике. «Российский фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Минприроды России», который решился на полностью новый цифровой фирменный стиль с использованием трендов в ИИ и визуальных экспериментов. Разработка серии упаковок для компании «Агама», в частности, хочу отметить «Альтернативного лосося».

— Что повлияло на Ваш выбор профессии?

— Упрямство. Я очень не люблю школу, хотя понимаю, что каждый предмет в школе – это новый способ описать окружающую реальность. На уроках химии и физики я рисовал, потому что, к сожалению, я не умею видеть красоту в химических или физических формулах, не могу представить в картинках, что за ними кроется.

Мне повезло: в 14 лет я понял, что мне по-настоящему нравится рисовать. Поступил лучшую в Сибири художественную школу и экстерном закончил 4-летку за три года. С отличием. В ДХШ №1 Новосибирска были потрясающие учителя, в частности, хочу отметить Василия Ивановича Беляева, который научил меня академическому подходу к изображению объектов на плоскости.

Более того, художественная школа мне дала потрясающее окружение из людей, которые любят и ценят творческую деятельность. Со многими мы общаемся и сотрудничаем до сих пор. Художник и дизайнер – это профессии без возраста, так что с каждым годом все интереснее. Я 28 лет в творческом процессе!

В чем видите свою миссию?

Как упоминал ранее, мне очень повезло с учителями, профессура в университете также очень щедро делилась знаниями, помогала с решением творческих проблем, организовывала выставки, командировки, пленэры, дополнительные мастер-классы. Сразу после окончания меня пригласили работать ассистентом на кафедру дизайна НГПУ. В какой-то момент я понял, что обязан продолжать дело моих старших коллег. И вот уже как 20 лет я учу людей создавать разные красивые и полезные вещи. И услугами моих учеников теперь пользуются «Яндекс», «Сбер», Лебедев, РЖД, «Росатом» и другие. Многие выпускники создали свои творческие бизнесы или занялись обучением дизайну. Моя миссия – улучшать мир самому и с помощью своих учеников.

— Вы переехали из Новосибирска в Москву. Как это повлияло на Вашу карьеру?

— В Новосибирске я полностью прочувствовал, что такое стеклянный потолок в творчестве. Я преподавал в вузе и трудился в одном из самых сильных на тот момент рекламных агентств Сибири – «АйПетра». А чуть позже – главным дизайнером в крупнейшей ресторанной сети за Уралом – «Ресторатор».  Дальше двигаться можно было лишь горизонтально.

Грянул кризис 2008 года, и было принято решение о переезде в Москву по приглашению на должность главного дизайнера в лучшем на тот момент консалтинговом агентстве страны «Контакт-эксперт». И случилось важнейшее событие в моей творческой жизни: я осознал, что дизайн и маркетинг неразделимы. Удивительное произошло дальше: ко мне на практику в агентство пришли студенты из МГУДТ (РГУ им. А.Н. Косыгина), результатом отличной практики стало мое возвращение в преподавательскую деятельность, но теперь уже в федеральный вуз. Опыт работы в Московском консалтинговом агентстве обогатил мои навыки новым подходом к дизайну через маркетинг, опытом публичных выступлений, визуальной организацией продвижения товаров на конкурентных рынках, тем самым расширив мои педагогические возможности.

Ваше позиционирование – создание продающего дизайна с опорой на научные факты. Поспевает ли наука за изменчивым рынком? На какие труды Вы обычно опираетесь? 

— Любому дизайнеру полезно изучать смежные науки: маркетинг, психологию и, как ни странно, биологию. Одним из открытий, сильнейшим образом повлиявших на процессы принятия решений в области визуальных коммуникаций, стали труды Роберта Сапольского, связанные с биологией поведения человека – работы о том, как человек принимает решения под влиянием различных факторов.

Также хочется отметить Даррена Бриджера, который создал книгу «Нейродизайн» на основе нескольких сотен зарубежных научных изданий. Она подвела научную основу под интуитивно применяемые мною методы в дизайне и педагогике. Книга Алексея Каптерева «Мастерство презентации», по которой сейчас учатся студенты Гарварда. Про базовые труды Джулиуса Панеро Мартин Зелника, Яна Чихольда, Кричевского можно даже не упоминать.

С чего началось Ваше увлечение психологией?

Дмитрий Щербаков: «Дизайнер – это профессия без возраста»

— К применению психологии в дизайне я пришел через НЛП. Я начал его изучать, когда расшифровку этих букв в нашей стране толком никто не знал. Преподавали НЛП на тот момент действующие психотерапевты, психологи и врачи, т. е. практикующие профессионалы. Это позволило с опорой на научный подход отследить взаимосвязь между визуальными, аудиальными, кинестетическими образами и состояниями, которые испытывает человек. Интегрировать навыки воздействия на репрезентативные системы в свою систему проектирования и обучения.

Результатами своей научной, дизайнерской и педагогической работы я делюсь в своей колонке в Designers from Russia.

Должен ли дизайнер быть хорошим психологом и маркетологом?

— Главное – не распыляться. Как говорилось выше, важно знакомиться со смежными областями, но становиться маркетологом или психологом совершенно не нужно. Нужно применять научно подтвержденные результаты работ этих специалистов.

Какие книги Вы бы порекомендовали каждому?

— Не дизайнерам, которые дизайном интересуются, могу посоветовать книги для понимания структуры творческих продуктов: Робин Уильямс «Дизайн. Книга для не дизайнеров», Эрик Шпикерман «О шрифте», Алексей Каптерев «Мастерство презентации», отличный учебник Ольги Голубевой «Основы композиции», а также книги Дмитрия Чернышова «Как люди думают» и «Как люди видят».

Кроме дизайн-студии полного цикла, у Вас есть агентство продающих фотографий «Фотодело». Как родилась эта идея?

— Любой дизайнер знает, как можно легко и просто за один год превратиться в «креветку»: сидячая работа, кофе, печеньки и мало движения. Через год тонус снижается, двигаться становится сложнее. Как заниматься творчеством, но при этом двигаться? Неотъемлемая часть дизайна – это фотоконтент. Порой стоки или внештатные фотографы не могут дать тот уровень или композицию, которые требуются. Возникла идея создать агентство, которое закрывало бы потребности как собственные, так и сторонних заказчиков. Это стало отличной идеей. За последние годы нашими клиентами были «Билла», «Свитлогорье», «Музторг», «О’кей», «Углече Поле», «Энергострой», «Министерство природы» и мн. др. благодаря работе с крупными брендами удалось выйти на новый уровень визуальной подачи работ, что регулярно отмечается на защитах моих дипломников.

Как будет меняться рынок промышленного и графического дизайна и что делать специалистам, чтобы оставаться в топе?

— Главное – это софтскиллс, умение общаться и быть приятным человеком. Если вы коммуникабельны, для вас автоматом открывается множество дверей и возможностей. Любознательность и проактивность творят чудеса. Открывается множество стартапов, производств, компаний из сферы услуг, которым нужны специалисты. Грамотно оформленное портфолио + приятное общение = трудоустройство. Время людей «на понтах» прошло. Сейчас в цене комфорт и доверие.

Если говорить про будущее графического и промышленного дизайна, то нужно понимать, что нейросети сильно изменили расклад сил. Сейчас в цене умение логически размышлять, создавать наглядные и качественные эскизы творческих продуктов, навык презентации работ и хороший уровень публичных выступлений.

Заботьтесь о своем здоровье, правильно питайтесь, занимайтесь физической нагрузкой – это все очень сильно влияет на качество производимого вами творческого продукта.

Всем желаю больших творческих успехов, приятных в общении заказчиков и душевного спокойствия!

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected]. Мы в соцсетях: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76