Дизайн-шаблоны: когда от них больше пользы, чем вреда?

Вопрос, о который сломались тысячи копий в спорах профессионалов. Услышав про клише, шаблоны, кальку, ремейк, ремастер, большинство дизайнеров сразу скажут, что что-то не так с оригинальностью. Однако почему во многих случаях их применение будет только на пользу?


Шаблоны, по моему мнению, – это хорошо и прекрасно. Давайте разберемся с точки зрения науки, почему же шаблоны нужны и важны.

Русский математик Андрей Колмогоров разработал систему алгоритмического сжатия изображений, называется колмогоровская сложность. Грубо говоря, жесткая шаблонизация позволяет уменьшить размер изображения.

Приведу простой и очень понятный пример. Попробуйте создать в фотошопе баннер размером 10х3 м, залитый простым однотонным белым фоном, и сохранить в формате tiff без сжатия – файл будет весить более 4 гб. При этом если мы включим сжатие LZW, то при помощи алгоритмизированных шаблонов размер файла уменьшится до 140 мб, то есть уменьшится в 28 раз! Можно добиться еще более значительного сжатия, если поменять формат файла или выбрать другой способ сжатия.

Фундаментальное понятие для нашего дальнейшего повествования – возможность сжатия изображений головным мозгом.

Юрген Шмидхубер – немецкий и швейцарский учёный, специалист в области искусственного интеллекта – подсчитал, что в теории возможно, чтобы мозг хранил все, что мы видим за время нашей жизни, в качестве сопоставимом с Full HD с хорошим битрейдом. Но при этом возникает следующая проблема: для сохранения этих данных, для воспроизведения (дешифровки) и для хранения тоже необходимо значительное количество энергии. Как мы рассказывали в предыдущих статьях, мозг любит сладкое и лениться, и для большинства людей подходит способ запоминания и воспроизведения информации через шаблоны.

Приведу еще один очень простой и понятный пример про шаблоны. Вот допустим, есть у вас любимый музыкальный исполнитель и вы с нетерпением ждете выхода его нового альбома. Чего вы ожидаете? Правильно, вы хотите, чтобы все было как и прежде, но немного иначе. Ярким примером шаблонизации и понимания принципа является генеративная музыка. Несколько лет назад сотрудники «Яндекса» Алексей Тихонов и Иван Ямщиков выпустили альбом «Нейронная оборона», состоящий из песен и стихотворений, написанных с помощью искусственного интеллекта. Алгоритм написал тексты в стиле Егора Летова, основателя группы «Гражданская оборона». Сочинили музыку и исполнили песни Алексей Тихонов и Иван Ямщиков.

Многие слушатели всерьез поверили в то, что Егор Летов воскрес и выпустил новый альбом.

Нужно понимать, что все дело в шаблонах. Если вы понимаете, как устроена вещь на базовом уровне, вы из этих базовых уровней сможете генерировать новые объекты.

Итак, чем же полезны шаблоны? Шаблоны – это универсальный способ донести информацию до широчайшего круга потребителей. Они легко расшифровываются и воспринимаются мозгом практически любого человека.

Начинающие маркетологи и дизайнеры думают, что если они сделают что-то необычное, из ряда вон выходящее, то это сразу станет покупаться лучше, чем образцы предыдущего поколения. К сожалению, так не работает. Чаще всего за такими беспочвенными надеждами следует большущий провал, в интернете множество таких историй. При этом если вы работаете на транснациональную корпорацию с неограниченными бюджетами, то такой подход может сработать. Но только в силу того что при помощи рекламы широким массам людей расскажут, что ваш продукт достоин внимания.

В остальных же случаях имеет смысл идти проверенной дорогой, брать лучшие решения у конкурентов, разрабатывать, глядя на их работы, свой продукт со значительными улучшениями в форме, качестве шрифтов, цветов, изображений и т.д.

Своим студентам на курсе упаковки я даю очень простое и понятное финальное задание поставить разработанную студентом упаковку молока или сока на витрину в супермаркете среди конкурентов и сфотографировать. Если упаковка встает на полку как схожая, но отличающаяся от конкурентов, то продажи гарантированно будут. Одна студентка рассказывала, что во время фотографирования подошел покупатель и взял ее молоко с полки. Если упаковка сильно отличается от соседей, то люди интуитивно будут игнорировать ее как чужеродную либо будут долго привыкать ее видеть на витрине прежде чем проголосовать за товар рублем.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76