Вопрос, о который сломались тысячи копий в спорах профессионалов. Услышав про клише, шаблоны, кальку, ремейк, ремастер, большинство дизайнеров сразу скажут, что что-то не так с оригинальностью. Однако почему во многих случаях их применение будет только на пользу?
Шаблоны, по моему мнению, – это хорошо и прекрасно. Давайте разберемся с точки зрения науки, почему же шаблоны нужны и важны.
Русский математик Андрей Колмогоров разработал систему алгоритмического сжатия изображений, называется колмогоровская сложность. Грубо говоря, жесткая шаблонизация позволяет уменьшить размер изображения.
Приведу простой и очень понятный пример. Попробуйте создать в фотошопе баннер размером 10х3 м, залитый простым однотонным белым фоном, и сохранить в формате tiff без сжатия – файл будет весить более 4 гб. При этом если мы включим сжатие LZW, то при помощи алгоритмизированных шаблонов размер файла уменьшится до 140 мб, то есть уменьшится в 28 раз! Можно добиться еще более значительного сжатия, если поменять формат файла или выбрать другой способ сжатия.
Фундаментальное понятие для нашего дальнейшего повествования – возможность сжатия изображений головным мозгом.
Юрген Шмидхубер – немецкий и швейцарский учёный, специалист в области искусственного интеллекта – подсчитал, что в теории возможно, чтобы мозг хранил все, что мы видим за время нашей жизни, в качестве сопоставимом с Full HD с хорошим битрейдом. Но при этом возникает следующая проблема: для сохранения этих данных, для воспроизведения (дешифровки) и для хранения тоже необходимо значительное количество энергии. Как мы рассказывали в предыдущих статьях, мозг любит сладкое и лениться, и для большинства людей подходит способ запоминания и воспроизведения информации через шаблоны.
Приведу еще один очень простой и понятный пример про шаблоны. Вот допустим, есть у вас любимый музыкальный исполнитель и вы с нетерпением ждете выхода его нового альбома. Чего вы ожидаете? Правильно, вы хотите, чтобы все было как и прежде, но немного иначе. Ярким примером шаблонизации и понимания принципа является генеративная музыка. Несколько лет назад сотрудники «Яндекса» Алексей Тихонов и Иван Ямщиков выпустили альбом «Нейронная оборона», состоящий из песен и стихотворений, написанных с помощью искусственного интеллекта. Алгоритм написал тексты в стиле Егора Летова, основателя группы «Гражданская оборона». Сочинили музыку и исполнили песни Алексей Тихонов и Иван Ямщиков.
Многие слушатели всерьез поверили в то, что Егор Летов воскрес и выпустил новый альбом.
Нужно понимать, что все дело в шаблонах. Если вы понимаете, как устроена вещь на базовом уровне, вы из этих базовых уровней сможете генерировать новые объекты.
Итак, чем же полезны шаблоны? Шаблоны – это универсальный способ донести информацию до широчайшего круга потребителей. Они легко расшифровываются и воспринимаются мозгом практически любого человека.
Начинающие маркетологи и дизайнеры думают, что если они сделают что-то необычное, из ряда вон выходящее, то это сразу станет покупаться лучше, чем образцы предыдущего поколения. К сожалению, так не работает. Чаще всего за такими беспочвенными надеждами следует большущий провал, в интернете множество таких историй. При этом если вы работаете на транснациональную корпорацию с неограниченными бюджетами, то такой подход может сработать. Но только в силу того что при помощи рекламы широким массам людей расскажут, что ваш продукт достоин внимания.
В остальных же случаях имеет смысл идти проверенной дорогой, брать лучшие решения у конкурентов, разрабатывать, глядя на их работы, свой продукт со значительными улучшениями в форме, качестве шрифтов, цветов, изображений и т.д.
Своим студентам на курсе упаковки я даю очень простое и понятное финальное задание поставить разработанную студентом упаковку молока или сока на витрину в супермаркете среди конкурентов и сфотографировать. Если упаковка встает на полку как схожая, но отличающаяся от конкурентов, то продажи гарантированно будут. Одна студентка рассказывала, что во время фотографирования подошел покупатель и взял ее молоко с полки. Если упаковка сильно отличается от соседей, то люди интуитивно будут игнорировать ее как чужеродную либо будут долго привыкать ее видеть на витрине прежде чем проголосовать за товар рублем.