Дизайнер VS заказчик: 7 правил безопасной коммуникации

Самые веселые истории дизайнеров – это рассказы про удивительных заказчиков. Какие бывают казусы и как выстроить сотрудничество, чтобы обезопасить себя юридически?


Дизайнер VS заказчик: 7 правил безопасной коммуникации
freepik.com

Заказчик и дизайнер – это очень интересная связка. В ней отсутствует такой элемент как менеджер, и случаются потрясающие сюжеты.

Приведу несколько примеров из своей практики. Один человек заказал сайт. И чтобы подтвердить свой собственный выбор, устроил допрос. Выяснял почти как кредитный менеджер: женат ли я, какой у меня возраст, чем занимались мои родители, где живу. Портфолио ему было неинтересно. Надо ли говорить, что проект не состоялся.

Другой заказчик на просьбу оплатить остаток гонорара выключил телефон и ушел в глубокую несознанку. Следующий презабавный персонаж, заказав дизайн-работу на большие деньги и получив вовремя достойный результат, в одностороннем порядке отказался выплачивать оставшийся гонорар и во время встречи уже с юристом с моей стороны положил на стол пистолет. 

Однажды приключилась миловидная замужняя мадам, которая организовала фотосессию, чтобы найти себе любовника.

Чудес, связанных с разными заказчиками, достаточно много, перечислять их можно почти до бесконечности. У каждого найдется несколько историй на эту тему.

Дизайнеры тоже не легче: пропадают, истерят, внезапно «ломают компьютеры», неожиданно для всех оказываются на Бали или воруют чужие работы и выдают за свои.

Что нужно заказчику?

Чаще всего меня читают люди, связанные с графическим или промышленным дизайном, поэтому предлагаю посмотреть на всю эту историю с третьей позиции. То есть со взгляда внешнего наблюдателя. Как видеокамера на стене.

Чаще всего начинающий дизайнер не понимает хотелки или, если говорить научным языком, цели и ценности своего заказчика.

Далеко не многие дизайнеры планируют свою деятельность на длительную дистанцию и делают хорошую работу за небольшой прайс для составления достойного портфолио. Чаще новички сразу хотят много заказов и за большие деньги.

Возникает следующая ситуация. Есть две цели: у заказчика – получить хороший результат за свои деньги, а у дизайнера – как можно быстрее продать свою работу и получить гонорар. 

Спустя несколько десятков заказов я выработал простую и эффективную структуру для взаимодействия дизайнеров и заказчиков при отсутствии менеджера. Я бы назвал эту методику «дизайнерский самоменеджмент». 

Почему полезно выходить в третью позицию (позицию наблюдателя)? В третьей позиции мы можем безэмоционально, в деталях увидеть пожелания каждого участника процесса. Разглядеть потенциальные нюансы в коммуникации и возможные острые углы. Грубо говоря, стать менеджером самому себе. 

Свод правил для безопасной коммуникации:

  1. Все важнейшие договорённости фиксируем на бумаге

Ватсапы, телеграммы для коммуникаций не подходят: удаление сообщений там происходит по щелчку пальцев, и доказать никому ничего невозможно. Почта позволяет зафиксировать договоренности и при возникновении сложной ситуации предъявить распечатку как документ.

  1. Техническое задание внедряется как раздел договора

Без ТЗ нельзя начинать никакую работу. В нем прописываются все пожелания, требования, нюансы, которые видит заказчик в реализации своего проекта.

  1. Авторские и имущественные права

Многие заказчики даже не знают, что дизайнер должен передавать имущественные права на результат интеллектуального труда другой стороне договора. Только в этом случае заказчик имеет полное право распоряжаться этим продуктом и использовать его в своих интересах. Если права не передать, то дизайнер по своему желанию может отозвать их и выставить заказчику неустойку. 

  1. Право добавлять работу в портфолио

Также это работает в обратную сторону. Есть ушлые заказчики, которые в своих договорах прописывают, что вы помимо имущественных прав отчуждаете ещё и авторские права. То есть, дизайнер получает гонорар, но не имеет права публиковать эту работу в портфолио.

  1. Предоплата

Многие заказчики не любят предоплату, но, как ни странно, она намного более выгодна заказчику, нежели чем дизайнеру. Дизайнер, имея несколько проектов параллельно, так или иначе зарабатывает деньги, а заказчик, отдавая на разработку свой важный продукт одному дизайнеру, зависит только лишь от него.  Вовремя отправленная предоплата даёт лучший результат, мотивируя дизайнера и укрепляя письменные и устные договоренности.

  1. Колесо насилия

Многие мои читатели знают, что такое «колесо насилия». Кто не в курсе – это круговая диаграмма, демонстрирующая процесс загрузки или отправки чего-либо.

Известный российский психолог Игорь Романов в своей статье рассмотрел феномен иллюзии контроля. Это тот случай, когда при помощи простого виджета, например, загрузки страницы, мы испытываем столь приятное чувство контроля над ситуацией. Нажали и ждём, следим за информацией на экране – логичное и понятное действие. Так вот, заказчик ждёт того же самого от дизайнера (чтобы эта удивительная творческая личность регулярно присылала отчёт о выполненной работе в виде скринов, файлов или, как минимум, уточняющих вопросов). В этом случае у клиента сохраняется иллюзия контроля за процессом и появляется больше спокойствия.

  1. Хороший человек

Многие заказчики готовы мириться с косяками или сдвинутыми сроками, если в общении дизайнер комфортен. Будьте комфортными.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76