Антитренды маркетинга: запланированное устаревание как способ продавать больше

Возможно, ежегодному устареванию айфонов скоро придет конец. В Европе зарождается новый тренд на ремонтопригодность и длительные сроки эксплуатации. Что об этом надо знать дизайнерам и всем пользователям?


Дизайнеры и конструкторы промышленных изделий подчиняются законам рынка и для того, чтобы получать свою зарплату, вынуждены проектировать изделия с учётом поставленных маркетологами задач.

Антитренды маркетинга: запланированное устаревание как способ продавать больше
unsplash.com

Что это значит для среднестатистического пользователя?

Наверняка вы замечали следующие удивительные особенности, например, в случае компьютеров или смартфонов.

По какой-то магической причине телефоны, купленные два–три года назад, начинают зависать, подтормаживать, а то и вовсе перестают получать обновления операционной системы от производителя. Это и есть запланированное устаревание.

С каждым днём телефон или ноутбук работает хуже и хуже, при том что на аппаратном уровне не меняется совершенно ничего. Конечно, можно сделать поправку на естественное снижение ёмкости аккумулятора, но в остальном никаких существенных изменений не происходит.

Крупные производители гаджетов очень внимательно следят за поведением своих пользователей. Вы, как и большинство людей, наверняка отвечали на вопросы от Google, Microsoft, Apple об отправке статистики использования. Благодаря накопленным большим данным, производитель выводит формулу, в какое время пользователь должен купить новое устройство, желательно той же фирмы. На протяжении «гарантийного срока службы» техника работает в штатном режиме, а после начинают проявляться нюансы. И в аккурат к этому времени поспевает крупная, цветастая, яркая рекламная компания. Она точно бьёт в те особенности, которых вам не хватало в уже приобретенном устройстве: лучше камера, больше батарея, более модный внешний вид. Пользователя, как ослика за морковкой, ведут за новым продуктом – буквально манипулируют сознанием.

Приведу ещё один пример. Маркетологи выяснили, что автовладелец чаще всего меняет автомобиль раз в 3–5 лет. При этом, почти каждый год выходят обновления существующих моделей автомобилей. Для чего? Для того чтобы автолюбитель видел счастливых обладателей более новых моделей того же производителя и как можно скорее отправлялся в трейд ин и переходил на более новую модель. Бесконечный цикл потребления.

Для того чтобы сохранять такие темпы потребления и, соответственно, заработка, автопроизводители вынуждены были максимально унифицировать конструкцию и с помощью электронных компонентов создавать водителю радость от владения, и все это вместо того, чтобы улучшать качество и надёжность. Три года в лучшем случае без поломок получает покупатель. А дальше вторичный рынок, за редким исключением отсутствие официальной гарантии и – вуаля – вопрос решен. Все проблемы по техобслуживанию и, соответственно, затраты на запчасти ложатся на нового владельца. Удивительно удобный способ дважды хорошо заработать автоконцерну!

Такие изменения в разработке автомобилей произошли в середине двухтысячных годов, и в настоящий момент мы видим последствия этих решений. Вместо улучшения качества шумоизоляции нам предлагают моднейшую подсветку салона со звуком камина, штатную ароматизацию салона с выбором ароматов, десятки электронных помощников, при этом минимум антикора, качественного пластика и ремонтопригодности.

По словам многих владельцев и мастеров автосервисов, самая лучшая машина по ремонтопригодности, а соответственно и по основной потребительской характеристике – «комфортно добраться из точки А в точку Б» – это Toyota Harrier или ее европейский аналог Lexus RX300. Продуманная надёжная конструкция, свободное место вокруг двигателя для комфортного техобслуживания, толстое лакокрасочное покрытие, лёгкая замена навесного оборудования. Эти модели японского гиганта практически не теряют с годами в цене, поверьте сайты-агрегаторы!

Ещё хороший пример – это восьмидесятые и девяностые годы, когда японские мотопроизводители завоёвывали рынок США. Мотоциклы тех годов крайне надёжны и практичны, они хорошо продаются и радуют своих владельцев до сих пор!

Для подтверждения можете ввести поисковый запрос «старый японец или новый китаец», и пару часов увлекательного чтения гарантировано.

Но нужно понимать проблему шире. Каждый произведенный в мире товар – это углеродный след и загрязнение окружающей среды. С точки зрения заботы о планете, значительно выгодней разрабатывать товары с длительным сроком использования и высокой ремонтопригодностью. Европейские страны об этом всерьез задумались, и, в частности, власти Франции приняли закон о введении индекса ремонтопригодности изделия.

Индекс от 0 до 10 и цветомаркировка, где красный – полная неремонтопригоднось, а ярко зелёный – изделие можно отремонтировать в любой профильной мастерской.

Возможность ремонта изделий должна вырасти с 30 до минимум 60 процентов, тем самым снизив вредные выбросы в атмосферу и усилить экономию энергоресурсов. Благодаря этому закону у дизайнеров открывается уникальная возможность проектировать изделия, которыми будут пользоваться несколько поколений людей.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76