Анастасия Щербакова: «Не все сферы прощают небрежное обращение с языком»

Как меняется отношение к деньгам, что влияет на репутацию в сети и ждать ли отмены ЕГЭ – рассказывает психолингвист, член экспертного совета DFR Fashion Awards Анастасия Щербакова.


Анастасия Щербакова – преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации РУДН, специалист в области психолингвистики и PR, репетитор, участник государственных грантов по исследованию языкового сознания, автор научных публикаций по восприятию текста.

Анастасия Щербакова: «Не все сферы прощают небрежное обращение с языком»

— Что изучает психолингвистика, как она связана с маркетингом, PR, GR, работой с образом и репутацией?

— Как понятно из названия, психолингвистика – это направление на стыке психологии и языкознания. Она рассматривает язык не изолированно (как в школе: что такое существительное, приставка и где ставить запятые), а в контексте психических функций человека.

Речь – это «овнешнение» сознания, мышления. То есть через язык мы воздействуем на других, через язык мы считываем культурные, ценностные и мировоззренческие особенности человека или представителей целой нации, можем отслеживать, как эти ценности меняются в обществе. Чтобы эффективно работать в маркетинге, PR, заниматься политикой или продвигать бренд, как раз важно четко понимать систему ценностей общества и механизмы влияния, уметь работать с методами анализа больших данных.

— Можете ли привести примеры изменения системы ценностей в обществе?

— За последние 30 лет в нашем обществе значительно повысилась значимость «я» и снизилась значимость «мы», изменилось отношение к финансам. Если раньше деньги больше ассоциировались с криминалом, опасностью и представляли в сознании людей неисчислимую абстракцию (бабки, баксы, зелень, мафия, олигарх), то сейчас на смену приходит осознанное управление: деньги можно зарабатывать, считать, инвестировать, вкладывать. Эти и многие другие данные можно увидеть по результатам массовых ассоциативных экспериментов разных лет.


Психолингвистика и НЛП – это одно и то же?

— Не совсем. Психолингвистика официально возникла тоже в Америке, но лет на 20 раньше, чем НЛП, в 1953 году. Конечно, вопросы взаимосвязи языка и речи исследовались и раньше, например, Л.С. Выготским в первой половине XX века, просто это не выделялось в отдельное направление.

На ранних этапах на психолингвистику оказала влияние когнитивистика. Для создания компьютеров и искусственного интеллекта было важно изучить, как мыслит человек: какова связь между стимулом и реакцией, как происходит освоение грамматики – например, нужно ли услышать все возможные формы слов, чтобы знать о них. То есть исследователей волновали не только практические, но и фундаментальные вопросы. Позже возникло много направлений и школ, исследуются вопросы освоения языка ребенком, проблемы билингвизма, межкультурного взаимодействия, существуют нейролингвистические подходы, новые вызовы бросает и современный мир: настроения и мнения людей в интернете тоже надо систематизировать и анализировать.

У НЛП другие цели и задачи. Это в большей степени сводка практических рекомендаций, набор рецептов для эффективной коммуникации. Для массовой аудитории, несомненно, этот формат проще и понятнее, но НЛП периодически критикуют за недостаточность или неактуальность научной базы.

Как вы начали заниматься деятельностью, связанной с психолингвистикой?

Анастасия Щербакова: «Не все сферы прощают небрежное обращение с языком»

— Поступая на филологический факультет МГУ, я видела своё будущее в работе с текстами, речевым воздействием. Специализацию выбрала на втором курсе, после окончания университета пошла в отдел психолингвистики Института языкознания РАН, где осталась учиться, а потом и работать в научной сфере на протяжении 7 лет.

Параллельно была и практическая деятельность: я работала журналистом и пиарщиком, сотрудничала с ведущими СМИ, фестивалями и концертными площадками, руководила pr-отделом медиахолдинга, а затем в большей степени продвигала бизнес- и социальные проекты. Научные интересы изменялись параллельно: диплом я писала по восприятию журналистских текстов, диссертацию – по текстам корпоративных сайтов, а позже начала заниматься вопросами религиозного языкового сознания – эта тема не так хорошо исследована, хотелось бы погрузиться в нее поглубже.

У Вас было много клиентов в сфере PR. Это писатели, представители инфобизнеса, блогеры, медицинские центры, сетевые салоны красоты, магазины и мн. др., также Вы сотрудничали с социальными и благотворительными проектами. Важна ли экологичность ниши?

— Если раньше я оценивала проекты с точки зрения интереса и получения опыта, карьерных перспектив, то сейчас ценности клиента играют для меня, пожалуй, главную роль. Приведу пример. Один из самых сложных кейсов был связан с выводом на рынок принципиально новой услуги и формированием позитивного отношения к ней. Работая с ценностями общества, я физически начала ощущать, как меняются и ценности личные, как расширяются границы нормы. Это не всегда полезно, особенно для молодых специалистов. Требуются годы работы над собой, в том числе и с психологом, чтобы вернуться к «базовым настройкам», очистив себя от наносного. В такие моменты понимаешь, какой ущерб можно нанести обществу, транслируя сомнительные идеи через средства массовой информации.

— Зачем опытному специалисту по коммуникациям преподавание?

— Вплоть до окончания университета я была уверена, что не пойду преподавать. Но уже через 4 месяца стояла в аудитории МГУ с авторским курсом. Преподавание вдохновляет. Заинтересовать учеников так, чтобы они не хотели уходить после окончания пары и просили преподавателя задержаться – это тоже про выстраивание коммуникации.

В чем особенность работы с иностранцами и носителями другого культурного кода?

— За последние годы у меня было много студентов из разных стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы. Интересно на практике сталкиваться с лакунами – когда в языке или культуре отсутствует какое-то понятие или оно наделено иным смыслом. Например, не все понимают, в чем разница между Рождеством и днем рождения, а русское понятие о «дураке» шире и глубже переводов этого слова. Подобные зоны лакун – источник регулярных недопониманий и межкультурных конфликтов. Есть прецеденты, когда крупные международные корпорации теряли на этом огромные деньги.

Вы совмещаете работу в вузе с работой со школьниками. Что думаете про ЕГЭ и его возможную отмену? 

— Чтобы сдать экзамен баллов на 60, достаточно хорошо знать структуру, критерии экзамена и основные «ловушки». Необязательно быть грамотным. Предсказуемость является как плюсом, так минусом системы. Конечно, чтобы претендовать на высокие баллы, нужно знать правила и исключения, а также иметь правильный психологический настрой: стресс на всех влияет по-разному. Однако в среднем удается выводить своих учеников баллов на 90.

Отменят ЕГЭ или нет – вопрос спорный. Помимо предложений вернуть госы и вступительные экзамены (а с ними коррупцию в вузы?), другой достойной альтернативы пока не было предложено. Даже если изменится структура, правила языка останутся те же, а подстроиться под критерии – задача несложная.

Со взрослыми тоже работаете? Для чего взрослым изучать особенности языка?

— Да. Сейчас очень важно присутствовать в медиапространстве, создавать личный бренд, и далеко не все сферы прощают небрежное обращение с языком. Часто для аудитории или партнеров по бизнесу грамотность – индекс образованности, успешности и важный элемент культурного кода. Разобраться с нормами языка – это вопрос всего-то нескольких месяцев!

Как бы вы могли описать свою миссию?

— Бог есть Слово, и Бог есть любовь. Светить другим, через язык помогать раскрывать таланты, потенциал, способствовать развитию здорового общества и мира без границ.

Анастасия Щербакова: «Не все сферы прощают небрежное обращение с языком»

Фото предоставлены героем.

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected]. Мы в соцсетях: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76