Художник-керамист, воплощающий в глине удивительные миры, Анастасия Григораш рассказала о своем детстве и знакомстве с лепкой; про вдохновение как состояние души; и почему в искусстве так важен эмоциональный толчок.
Есть художники, строго следующие законам искусства, а есть те, кто отдается воле воображения, и тогда происходит магия: перед твоими глазами разворачивается фантастическая Вселенная (и не одна!) с ее вымышленными обитателями. Художник словно выпускает свою фантазию на волю, не ограничивая ее ничем.
Для меня таким творцом является Анастасия Григораш. Когда я впервые увидела объекты ее творчества, то не могла оторвать от них глаз, хотелось рассматривать бесконечно. Это подлинный гениальный полет воображения.
Анастасия — художник-экспериментатор, творящий в области современной художественной керамики. Она участвует в выставках и сотрудничает с музеями. Ее история особенно завораживает тем, что в творчество она пришла, но скорее — вернулась, из совсем другой профессии. Но не хочу забегать вперёд. Вы должны сами познакомиться с этим талантливым мастером и ее работами.

Здравствуйте, Анастасия! Первый вопрос, конечно же: есть мнение, что все идет из детства. А как у вас? Каким ребенком вы были, чем увлекались? Какие вещи, явления, события повлияли на вас особенно?
В детстве я была достаточно стеснительным ребенком, хотя и любила общаться и играть со сверстниками. Еще очень нравилось дарить подарки родным на разные праздники; постоянно что-то мастерила руками или рисовала открытки. По словам мамы, с садика начала проявлять творческие способности, и в дальнейшем она старалась их у меня развивать, определяя сначала в разные кружки по рисованию, затем — в художественную школу. Я ей очень благодарна, потому что это большой труд с ее стороны.
Помните любимый предмет в художественной школе?
Любимым предметом у меня была композиция, там можно было фантазировать и рисовать что-то выдуманное. А вот керамику я недолюбливала. В школе отсутствовала горячая вода и отмывать руки после глины было затруднительно, а потом они еще и трескались на морозе. В общем, такое себе удовольствие.

Где вы учились? И кто по образованию?
Я закончила Военный Инженерно-Технический Университет в Петербурге. Как я туда попала после всего творческого — долгая история, одним словом — судьба, когда обстоятельства складываются сами собой. Поэтому по основному образованию вышло так, что я инженер-строитель. Почти десять лет проработала по специальности, занималась расчетами зданий, готовила чертежи для строителей. Но, приходя домой после работы, я постоянно что-то хотела творить. Рисовала, валяла игрушки из шерсти, лепила цветы из японской глины, потом всерьез увлеклась фотографией, даже с работы уволилась, чтобы снимать, но не смогла быть фрилансером на тот момент. В дальнейшем пришло осознание, что не готова посвятить всю жизнь работе инженером. Начала пробовать себя более осознанно в творческой сфере. Поступила на дизайнера интерьера в Академию им. Штиглица. Проучилась абсолютно вдохновляющий год! Но потом мы переехали в Москву и учебу пришлось оставить.
Как родился бренд? Какие события этому предшествовали?
Бренд родился в 2020 году. После переезда в Москву у меня образовалась внутри большая творческая яма, была вынуждена оставить учебу, не знала, куда двигаться дальше. Чтобы занять себя, я пошла на быстрые курсы керамики. В детстве была только лепка. А сейчас я хотела погрузиться больше в технологию, материалы, обжиги, чтобы приобрести знания и работать самостоятельно. После курса я купила материалы и начала лепить дома за столом. И скоро стали появляться первые заказы от знакомых, тогда я решила более серьезно подойти к своему хобби, придумать бренд, логотип, представить свои работы на разных коммерческих площадках.

И получилось очень здорово! Даже свой уникальный почерк! Откуда вы сами черпаете вдохновение? Какие смыслы и образы вас притягивают? От чего вы ловите кураж, что вас будоражит?
Вдохновение для меня — это скорее про состояние души, когда тебе так классно внутри, что хочется творить. Я люблю смотреть на небо, особенно на закате, узнавать что-то новое — книги, фильмы, искусство, встречи с людьми, иногда внутри что-то так всколыхнется, что хочется бежать в мастерскую и скорее творить. Для меня искусство, в первую очередь, это эмоциональный толчок, а потом уже разработка концепции и постановка технических задач. Это рождение какой-то своей личной философии жизни, которая вырисовывается все четче и четче от проекта к проекту. Так знаковым для меня является проект “Послание”, где я даю определения таким понятиям, как добро, любовь, свет, свобода, мечта.


Что ещё очень любите?
Я очень люблю рассматривать детали. Когда иду на выставку, обожаю экспонаты, которые надо обойти кругом, тщательно изучить все нюансы, мастерски выполненные художником. Еще люблю скульптуру, особенно современную гиперреалистичную. Помню в Алма-Ате в прошлом году случайно увидела в галерее скульптуру итальянского художника Вилли Вергинера, за творчеством которого наблюдаю уже несколько лет. Весь остаток дня парила от вдохновения и радости, что смогла познакомиться вживую с его творчеством.

У вас большая команда? Кто вас поддерживает?
У меня большая группа поддержки, а в команде я одна. Художник, креатор, маркетолог, пиарщик, фотограф, все в одном лице. Поддерживает меня супруг, друзья, знакомые. Это очень ценно и является большой опорой, когда бывает трудно.

Расскажите о своем отношении к коллаборациям. И с кем хотели бы создать тандем?
Коллаборации, на мой взгляд, это отличная история для развития коммуникации и расширения аудитории. Однако, здесь скрыто много моментов, которые могут оказаться решающими в успешности всего мероприятия. Вопрос взаимного доверия, баланса участия в создании работы, возможность идти на компромисс, да и главное — быть на одной волне и построить уважительное отношение между участниками. У меня есть опыт участия в коллаборациях, по итогу которого я поняла, что сейчас для меня важнее поиск своей идентичности, чем работа в команде, когда я неизбежно немного “теряю” себя и растворяюсь в другом участнике.



Как сами одеваетесь в жизни?
У меня два образа в одежде — один для мастерской и обыденной жизни, в которой должно быть удобно в первую очередь. А второй — для выставочной деятельности, для открытий выставок и публичных выступлений. Если говорить про обыденность, я очень люблю джинсы, у меня их много, разных брендов, разных фасонов, цветов. Если про публичность — стараюсь подбирать образы под мероприятия, предпочитаю черно-белую гамму, в меру строгую, минималистичную, с аксессуарами в виде подвесок, браслетов. Кольца не ношу.

А какие-то бренды мировые и российские нравятся (не только бренды одежды)?
В брендах совсем не разбираюсь. На мировые известные смотрю как на высокое искусство с точки зрения художника. Русские дизайнеры для меня скорее про жизнь и утилитарность, потому что вещи более доступны и географически, и в ценовом диапазоне.
Какие планы у проекта и мечты у вас самой?
В прошлом году сбылась моя первая мечта — персональная выставка. Сейчас я робко мечтаю когда-нибудь выставиться в Нью-Йорке. Я осознаю, что до исполнения этой мечты впереди много лет труда и развития. Поэтому планы у проекта — работать, много работать. А еще экспериментировать. В керамике мне порой становится тесно, и я начинаю поиск в других творческих медиумах. Пробовала линогравюру, цифровой коллаж, текстиль. Сейчас очень хочу вернуться к рисованию и в живопись.


С какого изделия вы бы посоветовали начать знакомство с брендом?
Несмотря на то, что керамика у многих, в первую очередь, ассоциируется с утилитарностью, я работаю в этом медиуме, и как дизайнер — делаю интерьерные коллекции керамики, и как художник — создаю творческие и концептуальные проекты, где глина лишь материал для построения своего мира. Поэтому мои работы настолько разные стилистически, что я затрудняюсь с ответом. Хотя, может быть, серия “Воины” — она сочетает в себе эмоциональное художественное начало и утилитарную функцию сосудов, микс двух направлений. Идеально для первой встречи и знакомства.

http://agrigorash.com
agrigorash.art