Основательница бренда Chistyakova.emb и мастер старинной русской техники вышивки Алина Чистякова рассказала о зарождении своей любви к ручному труду, что думают иностранцы про жемчужные украшения, и о том, почему сажение по бели никогда не будет утрачено.
Вам, наверняка, попадались на глаза фееричные по своей красоте и масштабу украшения с объемной вышивкой. Вспомните облачения священнослужителей или завораживающие образы царевн из русских сказаний. Техника, благодаря которой создаются такие изделия, называется “сажение по бели”. Бель — пучок нитей или льняная веревка, которая пришивается по рисунку. И уже на нее «сажают» жемчуг, бисер или перламутр.
Людям, которые видят такие украшения в музее, кажется, что эта техника из области давно утерянного магического искусства. Но нет. Алина Чистякова не просто своими руками создаёт подобные украшения и обучает этой технике, но ещё и основала собственный бренд, который с каждым годом становится известнее.
Нам непременно захотелось познакомиться с Алиной. Так родилась эта интересная беседа.
— Алина, здравствуйте! Первый вопрос, конечно же: как вы пришли к тому, чем занимаетесь сегодня? Идут ли корни из детства?
— Здравствуйте! Я считаю, что да — в моем случае, корни идут из детства. Много времени я проводила в деревне. Это была глухая ярославская деревня всего на десять домов, там прожило в целом около пяти поколений моей семьи. И меня всегда очаровывали вылазки на наш чердак. Это ощущение старины, возможность найти что-то ветхое, никому ненужное в сундуке… В этом определенно есть какая-то магия!
— Каким ребенком вы были, чем увлекались?
— Я была творческим ребенком. Любила рисовать, лепить, что-то делать руками. Уже с 4х лет мама водила меня на разные кружки, потому как я могла бесконечно творить. Я очень рано научилась вышивать, потому что видела, как это делала моя прабабушка, а бабушка и вовсе была вязальщицей. Таким образом я заразилась уважением к ручному труду.
— Где вы учились? Кто по образованию?
— У меня два образования. По первому — я художник-живописец-педагог. Закончила Ярославское художественное училище, отучившись по этой специальности 4 года. А второе образование получала в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, на кафедре золотного шитья и факультете церковных художеств. Именно там началось мое знакомство с древнерусской вышивкой.
— А как вы пришли к такому интересному выбору?
— После окончания художественного училища я поняла, что живопись не мое, и что я ею никогда не буду заниматься. И одновременно я увлеклась традиционным костюмом, церковным искусством. А история поступления в Свято-Тихоновский университет и вовсе приключилась забавная: я поехала поступать за компанию с подружкой, а в итоге прошла одна.
— Как началось увлечение жемчугом и этой уникальной техникой работы с ним? Где вы это изучали? И когда поняли, что это ваше ремесло?
— Жемчужной вышивкой я увлеклась в университете, именно там мы изучали эти техники в том числе, пусть и не углублялись в них. А я ведь интересовалась костюмом. Мне все это казалось таким невероятно красивым! Я сделала несколько работ для себя, начала изучать изобразительные источники, искать дополнительные знания. Чем больше погружалась в технику, тем она становилась для меня интереснее, многограннее. Случайно знакомая попросила продать ей мою первую работу, потом продалась вторая, третья … И поняла, что это мое ремесло, когда, наверное, продала десятое по счету изделие.
— Насколько большой интерес к таким изделиям сегодня? Как много мастеров, работающих в этой технике, вы знаете в России? Это единичные ремесленники или есть целое сообщество мастеров?
— На мой взгляд, интерес достаточно большой, но зависит от сферы человеческой деятельности. Что касается ремесленников, людей, создающих в стол, то есть для себя, всегда много, а вот настоящих профессионалов, продающих работы, создавших имя — можно пересчитать по пальцам. Само сообщество растет, потому что и я и другие мастера обучаем людей, знакомим с техникой.
— Много у вас сейчас учеников?
— Учеников очень много. Только на последнем потоке их больше 300. А за последние два года я обучила более 2000 человек. И самое приятное, что люди остаются учиться дальше и с нетерпением ждут следующий курс. Есть даже такие люди, кто прошел у меня все курсы и вышил себе практически мини-коллекцию.
— Значит, это не какое-то старинное забытое искусство?
— Я считаю, что как раз сейчас тот самый переломный момент, когда происходит переход от единичных мастеров к большому сообществу со своими границами и правилами.
— Как вы оцените перспективы подобных техник, вообще ручного труда в условиях развития цифровых технологий? Считаете ли вы одной из своих, так скажем, миссий, задач — популяризовать сажение, не дать этой технике быть утраченной?
— Не люблю слово популяризация. Да и учитывая интерес к русской культуре, эта техника уже вряд ли будет утеряна, но когда-то — в 20 веке — такая угроза была. Техника продолжает жить, пока ее знают, пока используется. А если говорить о цифровых технологиях, люди, во всяком случае, мои клиенты, устали от холодной безликой штамповки. Намного интереснее рука автора, авторский стиль, взгляд. Даже мне куда приятнее приобретать изделия ручного труда, тем самым поддерживая художников. А штамповка лишена жизни, она не приносит того, что даёт изделие, несущее авторское видение. Но это мои ценности, и я не могу говорить за всех людей. Но вижу тенденцию, что люди поворачиваются в сторону людей, а не машин. И с удовольствием покупают не просто сам товар, а возможность прикоснуться к жизни другого человека.
— А почему вы не любите слово “популяризация”?
— Все, что имеет яркий взлет, превращаясь в тренд, так же резко угасает. Поэтому для меня это скорее систематическая работа по информированию людей, что такая техника вообще существует, что это очень красиво, ценно, важно для искусства и культуры.
— А как родился бренд?
— Бренд рождался постепенно. Сначала появилось название, потом логотип. Потом — сайт, который надо уже обновлять. В какой-то момент появилась фирменная упаковка. Бренд, как самый настоящий ребёночек — рос и вставал на ноги. Да и сейчас есть, куда расти. В общем, это не произошло за одно мгновение, это самое настоящее детище, которое создавалось шаг за шагом.
— Алина, раскройте секрет, сколько человек работает над одним изделием, выполненным в технике сажения? У вас большая команда?
— На самом деле, моя команда — это 2 человека. Я и моя помощница. Она делает операции, которым я ее обучила. В первую очередь, это то, что мне одной сложно делать, когда заказов много, ведь нужно еще вести социальные сети, общаться с учениками, быть представителем бренда на мероприятиях, придумывать новое. Но при этом я обязательно контактирую со всеми изделиями, выполняю сборку, когда нужно собрать элементы воедино, пришиваю бахрому, если это необходимо. Но если говорить про большие изделия, например, венцы, то по большей части я ими занимаюсь сама.
— А бывает, что привлекаете кого-то ещё?
— Это очень редкая история. Например, я могу доверить третьему человеку исполнение золотной вышивки, но это изделия совсем иной категории, и такие вещи я делаю, может быть, раз в год.
— Расскажите, интересуется ли вашими изделиями иностранный покупатель? Какие отзывы вы слышите от людей из других стран?
— Да, у меня много клиентов за рубежом. Чаще всего это люди с русскими корнями, которые давно живут в других странах, и для них это такая точка соединения с родной культурой. Отзывы, конечно же, самый прекрасные, ведь я создаю красоту!) А когда в изделии есть красота и душа, любой человек будет невероятно счастлив. Я помню один из самых трогательных отзывов: девушка написала, что на глаза навернулись слезы, когда ее посетило ощущение, словно она достает это изделие из бабушкиного сундука, который ей передали по наследству. Вот такие глубокие смыслы затрагивают изделия. Ещё всегда очень приятно читать, когда девушки пишут, что ощущают себя настоящими царицами и царевнами.
— Расскажите про свое любимое изделие.
— Обычно это то, которое я только что придумала и собираюсь сделать. Вот сейчас это большое панно — работа для будущей выставки государственного музея. Можно сказать, что выхожу на абсолютно новый для себя формат техники, потому что подобных вещей в таком масштабе в 21 веке еще не создавалось.
— Откуда вы черпаете вдохновение? Что вас наполняет, какие образы притягивают?
— Например, сегодня утром я читала Лермонтова “Боярин Орша” и смотрела кино 1909 года, и все это вызывает во мне бурление каких-то мыслей и смыслов… В целом, это русская культура, православная и церковная культура, ведь жемчужная вышивка очень характерна для церковной среды. Ещё меня очень вдохновляют коллекции Суздальского музея. Совсем недавно мы с другими мастерами посетили залы (их специально открыли для нас в выходной день, и там больше никого не было) по его приглашению. Это особая магия созерцания искусства, когда оно предстает только перед тобой практически без других зрителей! То есть ты можешь отойти от своей небольшой группы и остаться с предметом наедине. Ещё меня притягивает жемчуг как смысловая единица, ведь по сути жемчуг — это песчинка, которая попадает в раковину, а жемчужница наслаивает на песчинку эти прекрасные перламутровые слои, создавая защиту, чтобы не пораниться о края инородной песчинки. И вся эта история прекрасна сама по себе и вдохновляет меня. Поэтому жемчуг я сейчас использую почти во всех работах.
— В ваших работах чувствуется восхищение образом женщины.
— Да, ещё один образ, который меня притягивает — это образ женщины в самых разных ее ипостасях и проявлениях. Например, у меня была черная коллекция “Душа”. И женщина в таких украшениях являла собой властную Хозяйку Медной Горы. А бывали и нежные коллекции. И это все тоже часть женской сущности.
— Как вы относитесь к популярному сегодня явлению как коллаборации?
— К коллаборациям я отношусь очень хорошо, но почему-то пока никак не получается вписать их в свой график. У меня были попытки, но как-то не складывается. Либо не хватает ресурсов, либо… А в целом я вижу в таких творческих союзах огромный потенциал. Особенно когда объединяются две разные сферы деятельности — это очень здорово! У нас очень хорошее общение между мастерами, так что думаю, все еще впереди.