2 лайфхака для дизайнеров и не только: как побороть самоедство и научиться «видеть знаки»

Вспомним кино: герои попадают в сложную ситуацию, и найти выход помогает какая-то случайная деталь или услышанная фраза. Опытные креативщики не только применяют это в своей работе, но и умеют по запросу «включать» поток знаков и символов. Как этому научиться? Никакой мистики. Продолжаем разбирать когнитивные искажения. 


Феномен Баадера-Майнхоф или иллюзия частотности

Многие связывают это когнитивное искажение с магическим провидением. Мол, меня преследуют знаки и символы. Но дизайнер должен знать, что это управляемый процесс и, более того, необходимый в творческой деятельности. Я бы переформулировал этот феномен как «эффект поиска решения». Без данного искажения невозможна творческая деятельность. Дело в том, что креатив и творческая деятельность – это четко алгоритмизированный процесс. И процессом создания генерации и выбора идей можно очень эффективно управлять. Эффект Баадера-Майнхоф яркий тому пример.

Когда вы ставите себе творческую задачу, для её решения крайне необходимо насытить голову большим количеством примеров, чужих работ, аналогов, знаний о конкурентах и посмотреть, что делали в этом направлении дизайнеры и художники из других стран. 

2 лайфхака для дизайнеров и не только: как побороть самоедство и научиться «видеть знаки»
Изображение сгенерировано ИИ

Мозг – штука программируемая. Задачу своему бессознательному можно поставить при помощи простой ручки и бумаги. Необходимо всего лишь нарисовать первые два–три эскиза и подумать, как их можно улучшить. Фокус вашего внимания будет сдвинут в область решения этой творческой задачи, чем и обусловливается данное когнитивное искажение. Спустя несколько часов вы начнёте видеть, слышать и чувствовать больше именно в том направлении, которое выбрали. Книги, песни, образы, люди – всё будет помогать вам решить творческую задачу. В отдельной статье поговорим про лучший алгоритм решения творческих задач, сформулированный Уолтом Диснеем.

Omission bias или недооценка бездействия

Следующее, столь любимое дизайнерами  искажение, помогающее оперативно заработать выгорание и снижение самооценки – Omission bias или недооценка бездействия. Склонность осуждать вредоносные действия сильнее, чем настолько же вредоносное бездействие.

Сделал плохой проект? Поругался с заказчиком? Проспал дедлайн? Получай порцию отборной самокритики, дружок! А несколько таких проектов подряд – это дизайн-бинго! Прямой путь за кассу в Макдональдсе из-за ощущения собственной бездарности. Но наша сила в том, что мы умеем отслеживать эти эффекты и влиять на них.

Нужно понимать, что несколько плохих проектов подряд – это нормально, так случается. Как выйти из этого состояния? Череда неудач должна вызывать резонный вопрос: а каких ресурсов и знаний мне не хватает, чтобы достичь желаемого? Где мне их найти и как воспользоваться? Эти вопросы конструктивны и ведут к результату. На помощь к нам снова приходит феномен Баадера-Майнхоф. Включаете потоковое состояние, и «знаки» дадут ответы на поставленные вопросы. 

Хуже, когда дизайнер годами делает одно и тоже, не развивается и считает себя гением, недооценивает вредоносности своего бездействия – вот это по-настоящему печально.

Следующие статьи посвятим разборам оставшихся искажений, влияющих на творческую карьеру и текущие результаты дизайнеров из разных областей.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76