Как подготовиться к публичному выступлению?

Одних трибуна заставляет трепетать, других – вводит в оцепенение. Чтобы остаться на коне, когда на тебя смотрят тысячи глаз, Оскар Уайльд советовал вести себя так, словно окружающие подслушивают беседу самого с собой. А что насчет других способов выйти победителей во время публичного выступления?


На лбу выступает холодный пот, по коже бегут мурашки, дыхание перехватывает так, что кружится голова от недостатка кислорода, а внутри, словно голодными челюстями, прогрызает жуткий страх. Нет, это не описание фильма ужасов. Это знакомое многим состояние страха, возникающего перед выступлением в большом зале, когда на тебя устремлены тысячи глаз и ушей.

И все бы ничего, да вот человек начинает забывать слова, речь превращается в кашу, мысли спутываются в змеиный клубок, голос то и дело обрывается, и чувство паники, страшной тревоги, смущения и забитости начинает дышать в спину. Как же подготовиться к публичному выступлению?

Уверенность в себе – всему голова

Риторика и ораторское искусство – древнейшее и сложное знание, обладание которым наделяло человека привилегиями. И правда, в некоторых кругах до сих пор считается, что красиво говорить способны только интеллигентные и умные люди из высших слоев. Речь всегда была показателем образованности. Отсюда столько выражений – «ругаться как сапожник», «речь вахтера» и другие.

Еще римские и греческие ораторы говорили, что красивой речи нужно учиться. Более того, красноречие требует постоянного самосовершенствования, обновления языка и даже содержания его в чистоте. Но есть и другой способ сделать речь стройной, как горный ручей – уверенность и искренность говорящего. Когда человек уверен в себе и искренен в произносимых словах, он словно начинает светиться. Его глаза сияют голубым блеском. Его позы и жесты говорят больше, чем слова.

Уверенность позволяет сделать речь аккуратной, медленной, но точной. Торопливость и хаотичность создает ощущение многословности, что расценивается окружающими как попытка скрыть истинное. Когда человек не торопится и говорит аккуратно, филигранно подбирая каждое слово, будто бы плетет кружево или нанизывает бисер на нитку, слушающие охотно ему верят.

Что делать, если уверенности нет?

Уверенность в себе – штука странная, изменчивая. Вот она есть, а вот ее нет. Она напрямую зависит от самооценки, с чем у многих проблематично. Чтобы подготовиться к выступлению и собрать в кулак эту самую уверенность, йоги советовали прибегать к древней дыхательной технике – упражнению по набору и контролю над энергетическими процессами в организме. Приведенное ниже упражнение по набору энергии хотя и простое, но очень действенное и дает быстрый результат – гармонизирует организм и успокаивает нервную систему, устраняет головную боль. Выполнять его нужно в хорошо проветренной комнате. Поза не так важна, а вот голова и туловище должны быть в вертикальном положении. И важно соблюдать два момента. Необходимо дышать носом попеременно через правую и левую ноздрю, пальцами руки закрывая неработающие ноздри. При этом фиксируем внимание на кончике носа, а кончик языка поднимаем к верхнему небу. Дыхание должно быть ритмичным и спокойным. Необходимо дышать так по 4 раза в день, каждый раз делая по 5 подходов. Без рывков. Медленно. Неторопливо.

Весь секрет в дикции и артикуляции!

Публичная речь требует от говорящего фокусировки и внимательности – нужно говорить и формулировать мысли так, чтобы их поняли слушатели. Во время публичных выступлений и вылезают многочисленные проблемы с артикуляцией звуков речи, которая зависит от степени тренированности активных речевых органов — губ и языка. Вот почему филологи советуют для достижения четкой дикции заниматься мышечной тренировкой — артикуляционной гимнастикой. Тренировка начинается с отработки четкого произнесения каждого из звуков. Чтобы дикция была красивой, необходимо хорошо подготовить губные мышцы к образованию взрывных звуков «п» и «б». В этом хорошо помогает упражнение под названием «Настольный теннис». Нужно представить, что кисть правой руки — ракетка для игры в теннис. Надо тренировать удар ракеткой по воображаемому шарику, отбивая его — ппа! Филологи советуют посылать звук много раз и в разные части комнаты.

Людмила Aлексeeвна Ввeдeнскaя, дoктoр филологических наук, советует отрабатывать звуки с помощью чистоговорок. Произносить их следует, записывая на диктофон, что поможет контролировать правильность произносимых звуков.

Был тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб! Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон. Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла. Щетинка у чушки, чешуйка у щучки. В Чите течет Читинка. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

Выполняйте специальную гимнастику для мышц речевого аппарата, заботьтесь о чистоте звуков с помощью чистоговорок, тренируйте уверенность в себе, не спешите говорить, соблюдайте спокойствие и красоту речи, и тогда любое ваше публичное выступление (да и интимный разговор) закончатся победой.

СохранитьСохранить

Комментарии
DESIGNERS FROM RUSSIA
DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: hello@designersfromrussia.ru. Мы в инстаграм: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

FOLLOW US ON

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
hello@designersfromrussia.ru