Есть такая профессия: мастер-кинцуги — человек, возвращающий посуду к жизни

Он похож на мудреца-философа, склонившегося над посудой, и то ли ведущего с ней немой диалог, то ли шепчущего какое-то таинственное заклинание. Костя – повелитель посуды, хозяин первой в России мастерской кинцуги, где вещи воскрешаются из мертвых.


В его мастерской, если прислушаться, пахнет лаком уруси, имеющим запах свежеудобренного поля, иногда – растворителем, сандалом или агаром. Когда летом окно настежь, пахнет солнцем. Здесь много «опытной», прошедшей долгий путь посуды. Бывает, появляются гости из 18 века! Над каждым предметом – призраки воспоминаний. На вопрос, разговаривает ли он с посудой, Костя отвечает, что в основном смотрит и слушает, что она ему подскажет. Кинцуги называют искусством видеть красоту в несовершенстве. Но посуда, которая возвращается из мастерской к владельцам, кажется самой совершеннейшей.

Что делает Костя? Говоря языком простого человека, он чинит керамические изделия при помощи специального лака уруси. Кинцуги – искусство золотого шва – основывается на японской эстетике, для которой ценность представляет каждая трещина и потертость, и которая изъян превращает в достоинство. Посуда, что имеет историю, уникальна, а потому не может оказаться в забвении. Шрамы придают ей особое очарование. Они же напоминают и о смертности сущего.

Первые шаги к кинцуги Костя сделал, когда у него разбился любимый чахай. И он задумался, как бы его починить. В результате заказал набор для кинцуги и стал пробовать. Чахай он так и не починил, только испортил окончательно (сейчас хранит в нем кисточки), зато начал брать у знакомых битую посуду и чинить все подряд, пытаться разобраться, как же вообще работает это кинцуги. Было трудно, непонятно, спросить не у кого, смотрел видео в Интернете и повторял. Что-то начало получаться. Так в России появился свой мастер.

И вот что Костя нам рассказал:

Что же это за профессия такая? Какие задачи ставит мастер?

В Японии кинцуги – это такое традиционное семейное предприятие, чинить посуду. Основная задача – восстановить предмет, да так, чтобы им можно было потом пользоваться – лак нетоксичный, никаких растворителей нет, все натуральное. При этом повреждения не скрываются, как при коммерческой реставрации, а выделяются золотом или серебром или цветом лака. Это, по философской концепции, подчеркивает ценность предмета, его историю, показывает, что само повреждение может быть ценнее, чем сам предмет. А уж они вместе – бесценны.

Перед мастером, с одной стороны, стоит задача восстановить предмет правильно, с точки зрения технологии все сделать грамотно. А с другой стороны, раскрыть предмет своим ремонтом – с визуальной точки зрения сделать ремонт частью предмета, чтобы все смотрелось гармонично.

Где этому можно научиться профессионально? С чего же начать?

Профессионально этому можно научиться только в Японии у какого-нибудь мастера. Я сам занимаюсь этим непрофессионально, в общем-то, и каждый предмет для меня – это обучение. Если человек хочет попробовать, то ему нужно заказать набор лака и изучать мануалы. Сейчас с этим проще – я выложил достаточно много материалов по ремонту, да и в Интернете много чего появилось.

Где приобрести лак для работы?

Лаковые деревья нигде кроме Японии, Китая и Кореи не растут, потому купить по приемлемой цене его можно только у производителей из этих стран. Самый простой и быстрый способ — EBay, Etsy, Amazon. Вбить в поиск нужно kintsugi kit. Цена набора 70-100 долларов. В описании должно быть указано, что это лак уруси, и висеть предупреждение о токсичности лака. Если этого нет, то вполне возможно, что лак окажется синтетической заменой уруси.

Без чего еще нельзя обойтись в работе?

Нельзя обойтись без перчаток – из-за токсичности лака. Нужен «шкаф» для сушки – «muro», где поддерживаются условия для высыхания лака. Помимо лака обязательны также кисти, полировочные материалы, шпатели, лезвие или художественный нож, поверхность стеклянная или каменная для смешивания составов, растворитель для дезинфекции поверхностей, инструментов.

Какие личные качества нужны, чтобы заниматься этим?

Усидчивость, терпение, чувство вкуса. Ремонт одного предмета занимает от 4 недель, множество раз повторяются одинаковые действия, надо работать и работать много!

Какие сложности бы вы отметили на этом профессиональном пути? К чему надо быть готовым?

Основная сложность для начинающего – это токсичность лака в невысохшем состоянии. Он жутко аллергенный и коварный – сразу не проявляется, а потом пару месяцев ходишь в нарывах. К этому надо быть готовым. И быть готовым соблюдать технику безопасности при работе с ним. А дальше нужно упорство и терпение.

Кто основные клиенты?

Основные клиенты – любители чая и коллекционеры посуды, тоже чайной. В общем, люди, у которых есть предметы с историей.

Как проходит рабочий день мастера?

Рабочий день мастера начинается с проверки сушильных шкафов. Из них забираются вещи, которые уже досохли. Потом я отвечаю на почту, общаюсь с заказчиками. Предметы чистятся, полируются швы. Потом, в зависимости от степени готовности, предметы отправляются либо на лепки, либо на лак, либо на склейку, либо на засыпку пудрой. Все это занимает целый день, с утра и до вечера. Вечером обычно выкладываю обновления в группы.

Насколько кинцуги популярно в России?

Я постепенно популяризирую это искусство в России. Нахожу большой отклик у людей здесь и по всему миру тоже, даже на родине этого искусства – Японии. Заниматься этим можно, лишь упорно работая, а упорно работать можно, если есть заказы на ремонт. А с этим труднее. Большая часть посуды у людей – это функциональная и дешевая утварь, которую не чинят в большинстве случаев. Но от этого те предметы, которые попадают на ремонт, уникальны и ещё ценнее!

Интересно еще то, что паутина шрамов и узор залатанных сколов не повторяется. Ведь каждый предмет падает и разбивается по-своему. Падение чашки наделяет ее особыми уникальными чертами. Очень мудро, правда? И есть, над чем подумать.

Заглянуть глазком в удивительную мастерскую можно с помощью этой ссылки https://vk.com/kintsugiru
Сайт мастера-кинцуги http://www.kintsugi.ru

Комментарии
Подпишись на Telegram



Подпишись на Facebook

DFR

DFR

DESIGNERS FROM RUSSIA

По всем вопросам сотрудничества пишите: hello@designersfromrussia.ru. Мы в инстаграм: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

FOLLOW US ON

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
office@designersfromrussia.ru