Женщины в науке: Елена Шубина

В рамках проекта «Kolba – форум и премия для женщин в науке и технологиях» совместно в РЭУ им. Г.В. Плеханова Евгения Еньшина – глава национального отделения «Женщины атомной отрасли» («WiN Russia»), лидер сообщества «Женщины в науке и технологиях», основатель форума и премии «KOLBA» встречается с интересными женщинами-учеными и специалистами из различных сфер науки. Сегодняшнее интервью с Еленой Шубиной – к.э.н., доцентом кафедры «Управление социально-экономическим системами и бизнес-процессами»

Женщины в науке: Елена Шубина
Елена Шубина
Женщины в науке: Елена Шубина

Елена, как Вы думаете: жизнь создается цепочкой случайных событий, мифами, в которые мы верим, нашими древними инстинктами, или это череда возможностей, альтернативных сценариев?

Конечно, второе – это череда возможностей. И этими возможностями надо уметь воспользоваться, то есть применить их так, чтобы получить определённый результат.

При поступлении в университет, это была череда возможностей или случайный выбор? Как пришли в науку?

Здесь, наверное, все-таки судьба и возможности. Кстати, почему я осталась в вузе – очень интересная история. И как тут не поверишь в судьбу.

Когда я училась в университете, о преподавании, о своей карьере в науке я даже не думала. Потому что я всегда видела себя в качестве экономиста в торговой сфере. Плюс мне очень нравилось общаться с людьми, проводить переговоры, заключать сделки. Со второго курса университета я уже работала в информационной сфере. Кроме того, я всегда считала, что преподаватель, наука – это что-то недосягаемое, точно не для меня.  Я больше земной человек, зарабатывающий деньги. В науке надо общаться со студентами, вести свою научную деятельность, готовить публикации и тому подобное.

В 1998 году в кризис я закончила университет и начала искать работу с возможностями роста, но в то время это оказалось не так легко. Неожиданно мне позвонили из университета, спросили, не хотела бы я остаться и попробовать себя в сфере научной деятельности и преподавания. С нашего потока осталось четыре человека, включая меня, но после первого года трое человек ушли. Стечение обстоятельств и мое желание достичь определенных результатов определили меня в научной парадигме.

На Ваш взгляд, что главное в Вашей профессии? 

На мой взгляд, главное — получение знаний. Я всё время учусь, не останавливаясь. И, конечно, самоотдача, передача приобретенных знаний студентам.

Как Вы считаете, есть ли что-то общее у понятий «филантропия» и «образование»? Если да, то что? 

Наверное, да. Если говорить о моей работе, то в нашей стране труд преподавателя оплачивается не слишком высоко, хотя тенденции в положительную сторону есть. На самом деле работать приходится очень много. Иногда я сплю по четыре-пять часов. Но это не только по причине большой профессиональной загрузки. Как я уже сказала, я все время нахожусь в процессе обучения, саморазвития, и, если бы я работала в другой сфере, наверное, было бы тоже самое. Это неважно, это уже у тебя в крови – процесс постоянного обучения и самоотдачи.

Давно уже можно было бы всё бросить и уйти работать в бизнес, но глаза студентов и то, что мне нравится мой вид деятельности, по-прежнему, как и много лет назад, когда я только пришла в университет, мотивируют меня развиваться в этом направление и дальше.

Как Вы определяете для себя свою миссию как для человека и педагога?

Если говорить о моей человеческой миссии — делать мир лучше, мне это очень импонирует. Как для педагога – делать студентов лучше, давать им все те знания, которыми владею сама. Здесь полностью раскрывается смысл понятия «самоотдача»: реализация себя через студентов.

Образование, как и наука – один из важных аспектов развития общества: чем выше их уровень, тем стабильнее экономика и благосостояние общества. На Ваш взгляд, на чем сейчас необходимо сфокусировать внимание?

Однозначно, образование и науку должно поддерживать государство. И Вы правильно отметили, чем выше развито образование и наука, тем сильнее и стабильнее будет экономика, тем, соответственно, и уровень зарплаты будет выше.

Все эти точки в тесном сплетении и взаимосвязи, начиная от развития фундаментальной науки  и заканчивая предоставлением возможности образования разным группа граждан. В моем случае, я имею ввиду университет, вовлечение студентов в образовательный процесс, безусловно, в дальнейшем повысит уровень их знаний, а значит, они смогут стать высококвалифицированными кадрами и интеллектуальным капиталом страны и строить экономику более эффективно.

Сейчас государство уделяет недостаточно внимания сфере образования, возможно, есть другие проблемы, на которых оно сосредоточено.

Тема кадрового резерва, действительно, практически всегда имеет особый статус. Как происходит рекрутинг абитуриентов в Вашем университете? Трудоустраивает ли их университет после окончания обучения?

Очень хороший вопрос. Мы – экономический вуз, и несмотря на то, что уже много лет говорят, что экономисты недостаточно востребованы на рынке труда, практически 90% наших студентов всегда востребованы.

Я занимаюсь трудоустройством студентов, тесно общаюсь с работодателями и, соответственно, нахожу места для многих из них. Но важно сделать акцент на всю цепочку: набор студентов у нас происходит с профориентационной работы. За последние годы у нас сильно изменилась траектория движения в этом направлении. Каждый преподаватель понимает, что если мы не донесем до абитуриентов знания о нашем вузе, то, соответственно, у нас будет низкий поток на курсы, поэтому за каждым из нас закреплена определенная школа с 9 по 11 классы.

С прошлого года у нас началось проведение уроков финансовой грамотности в школах, что расширило рамки вовлеченности. Это проходит не в форме лекции или рекламного рассказа о вузе, а в форме игр, квестов, активностей на природе. Поэтому  интерес школьников-абитуриентов возрос во много раз.

Конечно, это совершенно другая отдача, чем если бы ты пришел на родительское собрание и рассказал монотонным голосом о том, что «в нашем вузе…» или «есть такие-то специальности». Вот, например, месяц назад была игра, где школьники сами создавали свой маленький бизнес проект. У детей загорелись глаза, им было очень интересно.

После вовлечения, возвращаюсь к последовательной цепочке «рекрутинга» происходит процесс набора, кто-то приходит на бюджет, кто-то на платную основу и начинается обучение.

С первого курса многие преподаватели уже начинают направлять некоторых студентов на интересные активности: конференции, форум, предприятия для ознакомления на практике с рабочими процессами.

Например, я общаюсь с площадкой «Мой бизнес», и у нас есть возможность коммуницировать с работодателями, с предприятиями, компаниями для трудоустройства студентов. Кроме того, каждая кафедра фокусируется на тесное взаимодействие с производственными и индустриальными партнерами. И уже на 4-ом курсе 50% студентов имеют дополнительный заработок, а в конце обучения более 90 трудоустраивается.

Как Вы считаете, консерватизм университетов и других институтов общества  является благом или проклятием современного мира?

Это ни благо, ни проклятие. Конечно, это сдерживающий элемент, который не дает активно развиваться, но консерватизм — это в то же время про традиции, фундаментальную основу нашего общества. Например, сейчас собираются возвращаться к прежней системе образования, но нельзя все сразу взять и поменять. Хорошо будет тогда, когда мы пройдём определённые этапы и алгоритмы, сделаем выводы и на основе имеющихся запросов и тенденций выстроим новую систему на основе старой.

Одним из барометром общественного развития отношений является язык. СМИ, реклама, деловое общение, электроника, техника — это основные источники обновления языка. Как Вы считаете, науку можно отнести к таким источникам?

Конечно. Одни только научные статьи – это кладезь обновления языка. И насколько он будет грамотным, насколько информация будет полной, волюативной и достоверной, а главное доступной для массовой аудитории, настолько уровень всеобщего образования будет выше.

Вы как раз затронули тему научных публикаций. На Ваш взгляд, когда студенту лучше всегда начинать пробовать себя в написании статей, публикаций? Как максимально комфортно войти в научную среду? Как Вы продвигаете молодых ученых в этом направлении?

Если честно, всё зависит от самого студента. Например, нам направили заявку на Плехановские чтения, заходишь в аудиторию рассказываешь об этой возможности, и сразу видишь, что у студентов загораются глаза. Но не у всех есть внутренняя мотивация. Можно заставлять, мотивировать, но естественная вовлеченность практически будет отсутствовать. Внутренняя мотивация – это очень важно. В нашей компетенции расширить максимальный круг возможностей для развития молодых людей, но вовлеченность – это ответственность студента.

В чем сейчас заключается Ваша научная деятельность?

Знаете, так сложилось, что за последний год меня активно вовлекали в сферу общения в качестве эксперта с органами государственной власти. С февраля 2022 года я работала над антикризисными мерами регулирования экономики Воронежской области в части развития малого и среднего предпринимательства в условиях санкций недружественных стран. И сейчас это моя приоритетная тема для профессионального роста, мне это интересно, в том числе с научной точки зрения. Сейчас мы пересматриваем всю прежнюю стратегию и цели. Также в мою деятельность включена организация стратегических сессии, в некоторых из которых я являюсь модератором.

Как Вы считаете, каковы перспективы профессии экономиста?

Профессия будет трансформироваться. Сейчас развиваются цифровые технологии, происходит изменение в сторону нейросетей, развития программ. В нашей стране профессия «экономист» будет актуальна достаточно долго, мы находимся в развивающейся экономике, и люди, умеющие хорошо считать, анализировать, прогнозировать, предполагать, рассчитывать, будут востребованы.

При поступлении студенты не всегда правильно воспринимает профессию. Какая, на Ваш взгляд, самая большая иллюзия у студентов о специальности экономиста?

Наверное, заработок, который они планируют получать сразу, как только закончат вуз. Но за всю мою практику из детей, самостоятельно принявших решение о будущей профессии, никто не был разочарован.

Но если на первой или втором курсе университета ты понял, что тебе это не подходит, то можно перевестись в рамках одного факультета на другую специальность, например, с бухгалтерского учёта на экономику предприятий, так как первое время обучение идет по общеобразовательным предметам. Студенты пишут заявление о переводе и сдают недостающие экзамены.

«Повседневность — это реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве целого мира» — говорил Томас Лукман. Что для Вас повседневность?

Я тот человек, который не хочет делать жизнь повседневной, у меня каждый день что-то новое. Для меня повседневность в реальной жизни — это то, что повторяется каждый день, я стараюсь от этого уходить. Каждый мой день не похож на следующий, он достаточно насыщенный. Я воспитываю двоих детей, которые тоже не дают жизни стать повседневной.

Наука, семейные обязанности, общественная деятельность, как во всем этом найти баланс?

Мне помогает спорт! Можно отключиться от насущных проблем, физически себя загрузить настолько, что голова перестает думать, отлучиться от всего, кроме тела. И для меня спорт — это возможность переключиться, перезапустить батарею. И, например, когда я не посещаю спортзал несколько дней, мне физически плохо, нет выхода энергии, которую мне нужно куда-то отдать, отключиться, побегать, подумать о чем-то, кроме работы.

Какими своими достижениями за последнее время Вы могли бы гордиться?

Вы знаете, я очень горда тем, что стала хорошим бизнес-аналитиком. Я училась по этому направлению, получила диплом и последний год активно этим занимаюсь, мне очень нравится.

Евгения Еньшина

Колумнист

Глава национального отделения Женщины атомной отрасли международного движения WiN Global, основатель форума и премии Коlba для женщин в науке и технологиях

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76