Модный мир только начал подниматься с колен после короновирусных изменений, как столкнулся с очередными потрясениями. В этот раз политическими. Мы послушали лекцию Людмилы Норсоян и сделали выводы, чего же ждать от будущего.
Сейчас весь российский модный рынок крайне сосредоточен в попытках разобраться, куда же все идёт. И что будет дальше. Как развивать бизнес? Как жить в новых политических декорациях?
«Перед нами стоят не только трудные вызовы, но и возможности» — с этих слов Людмила Норсоян начала свою лекцию.
Коротко о ситуации на рынке моды
Сейчас происходит массовое опустошение рынка, выход брендов из ритейла. От масс-маркета до элитных дизайнерских проектов. Доставка, платформы продаж — выходит все.
В то же время отечественные бренды, которые раньше размещали заказы за границей, переносят их на российские подмостки.
Ещё один ключевой момент — подорожание материалов и фурнитуры, а также производства на 30-40%. Причины: массовая отсталость фабрик России в менеджменте, нехватка производственных мощностей и дефицит качественных материалов.
Остаются без работы ценные кадры: продавцы, маркетологи, стилисты и многие другие. Назрел и острый кадровый голод. Особенно это касается сферы производства, ведь в последние годы профессиональное техническое образование практически не развивалось.
В этот самый час, прямо сегодня престижными и важными становятся рабочие профессии. Все, что связано с производством материалов и готовой продукции.
«На первый план выходит здравый смысл, осторожность и аккуратность в бизнес вопросах» — подытоживает Норсоян.
Ремейк как никогда актуален. Умение использовать старые ткани, не проданные вещи, «переделки» — то, что выходит на первый план в современных реалиях.
О тканях
Происходит массовая закупка материалов по всем возможным источникам: объявления складов, частные руки, мелкие производства. Швейные фабрики рекомендуют при возможности закупать ткани в больших количествах, причём покупать такие материалы, с которыми можно будет работать больше года, и они не выйдут из моды.
Качественный трикотаж продолжает быть доступным в Турции и Узбекистане. Также надо не забывать про российские фабрики тканей, которые уже доказали свою надёжность и профессионализм.
Камерным брендам фабрики советуют запускать собственные швейные мастерские. Начинают возрождаться семейные производства. Продолжает быть востребована и цифровая мода, которая никак не меняется под давлением внешних обстоятельств.
Смекалка, гибкость, энтузиазм
Чтобы остаться на плаву, бизнесам нужно будет перестроиться. По мнению Норсоян, не будет отраслей, которые останутся невостребованными, но «переобуться» должны будут все. «Неважно, люксовый у вас бренд, или это масс-маркет. Если работа проводится по уму, он будет работать и достигнет успеха» — считает эксперт.
Бесспорно, модный рынок ждут непростые времена. Но это времена не без возможностей.
Источник — лекция Людмилы Норсоян, основателя Fashion Factory School
Все фото предоставлены Людмилой Норсоян.