Осень всегда начинается кинематографично благодаря Венецианскому кинофестивалю. Если золотых львов уже раздали, а покидать мир кино всё равно не хочется-вспомним культовые фильмы 80х, чей стиль кажется актуальными до сих пор.
«Интердевочка»
Режиссер: Петр Тодоровский
Костюмы: Алина Будникова
«Интердевочка»-открытость, страсть и смелость. Фильм стал успешным во многом благодаря демонстрации жизни за пределами Союза: люди, чьим лейтмотивом детства была фраза «Курица-не птица, Болгария-не заграница», платили за «Интердевочку» чтобы увидеть мир без табу на секс, мнения и гардероб. Кино тоже знало о секретах страны: проституции, торговле валютой, дефиците легкой промышленности. Алина Будникова честно признавалась: во время съемок фильма найти подходящие вещи в стране было невозможно, поэтому за все образы следует благодарить Стокгольм. «Многие актрисы видели подобные красивые и дорогие вещи впервые. А Елена Яковлева была в таком восторге, что часть белья после съемок режиссер предложил ей оставить себе» — из интервью с режиссеркой по костюмам.


Благодаря стилизации импортных вещей на экране зрители увидели такие сочетания, о которых раньше подумать не могли-стразы, яркие цвета, леопард и обилие украшений. Алина Будникова, чьи работы можно увидеть также в «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) и «Раба любви» (1975) черпала вдохновение с эстрады, клипов CC Catch и показов Christian Lacroix Pierre Cardin,Yves Saint-Laurent.В моде того времени ценилась неукротимая яркость. Ингеборга Дапкунайте вспоминает: «Однажды в перерыве между съемками Ирина Розанова, Елена Яковлева и я решили прогуляться. Дело было около Курского вокзала в Москве, средь бела дня. Люди на нас смотрели, будто мы с луны свалились».

Своими стилистическими решениями Будниковой удалось удивить всех-блеск, гламур, откровенность-стиль в «Интердевочке» был свежим глотком воздуха для советской модницы, а с рушащимися в 80-е идеологическими скрепами-отличным способом требовать то, о чем Виктор Цой пел в конце «Ассы»-перемен.


«Асса»
Режиссер: Сергей Соловьев
Костюмы: Гарри Асса, Ирина Гинно
“Асса”-фильм сложный и сюрреалистичный. Свою меланхоличную иронию фильм взял от тех, кто принимал в нем участие: представители арт-богемы Ленинграда. Cергей Бугаев, сыгравший Бананана-художник и музыкант групп “Звуки Му” и “Аквариум”, познакомил Соловьева с Цоем и Тимуром Новиковым, которому досталась роль клавишника.
Самой главной находкой Соловьева стал Гарри Асса-человек, стоящий за стилем и костюмами не только в “Ассе”, но и за всем творческим бомондом 80-х:он собирал концертные образы для Жанны Агузаровой и группы “Кино”. Считается, что режиссер назвал “Ассу” в честь самого Гарри, хотя подлинность этого факта не подтверждена. Асса смело “покупал” стиль для богемы на ленинградском Тишинском рынке, заявляя, что модой может быть всё. Гарри обозначил новый стиль dead-spy (”мертвый разведчик”)-одеждой на Тишинке торговали вдовы разведчиков и партийных работников. Своей самобытностью Гарри удалось привлечь внимание Вивьен Вествуд и Энди Уорхола. Может, и они смотрели “Ассу”?
Бананана Ирина Гинно и Гарри Асса одевали в вещи с блошиных рынков, которые вполне сойдут за элементы хорошего базового гардероба- оверсайз пиджак, прямые брюки, шерстяные джемперы и туфли на платформе. Игры со стилем на съемочной площадке одели Бугаева в рубашку поверх другой рубашки и подарили серьгу в одном ухе. И очки. Без стекол! «Главное не стекла. Главное — ощущать себя зрячим человеком»


Татьяну Друбич,cыгравшую медсестру Алику, было решено одевать аскетично. Это не казалось пресным, наоборот, шло вразрез с тенденцией 80-х на яркость. Алику нельзя назвать экстравагантной дивой, однако она очень эффектно выглядит в своей бесформенной джинсовке, гиперсайз костюмах, мужских рубашках и кожаных кепи. Героиня Друбич в фильме демонстрирует дух стиля power dressing-женственность в маскулинной огранке. Рядом со своим криминальным любовником Крымовым, Алика пытается показать нарядами, что она тоже личность. Однако рядом с персонажем Бугаева, ее power dressing выглядит иначе-самобытность, чудаковатость, любопытство.


Что преобладает в “Ассе”-устоявшийся power dressing или нишевый dead spy-каждый решит для себя сам. Тем не менее, если в гардеробе до сих пор нет “ассовского” оверсайз пальто-стоит его приобрести и мечтать о чем-нибудь более великом, как нас научили в “Курьере”.
“Курьер”
Режиссер: Карен Шахназаров
Костюмы: спросите, с какого года работает Ваш любимый секонд-хенд. Возможно, он “одел” Анастасию Немоляеву!
Фильм «Курьер» был снят на «Мосфильме» по одноименной повести Шахназарова. Пожалуй, именно “Курьеру” удалось передать то, чем жила не драматически романтизированная молодежь в перестройку. Съемки фильма выпали на начало товарного дефицита, поэтому фильм был снят без художника по костюму. Несмотря на отсутствие идейного вдохновителя, стиль в ”Курьере” по-своему самобытен.
Катя Кузнецова (Анастасия Немоляева) — девушка из семьи интеллигентов. Её персонаж требует модной и элегантной одежды. Кризис в стране так не считал, поэтому большинство экранных образов-грамотная квинтэссенция секонд-хенда, вещей самой актрисы и жены режиссера. Оверсайз — свитер со спущенной линией плеч-один из модных фасонов 80-х-привезла актрисе из Франции жена отца. Не были забыты и другие модные тенденции-на Кате можно увидеть массивные, яркие украшения и деним.


Как же подчеркнуть высокий достаток и статус семьи героини, когда у фильма нет особого бюджета? Все гениальное, как всегда, просто-одеть героиню в Adidas!Возможно, сейчас это звучит комично, но во времена перестройки это было идеей-фикс: импортный фирменный костюм Катя носит как домашнюю одежду, несмотря на его стоимость и желанность обычной молодежью того времени.

Иван(Федор Дунаевский)-не представитель золотой перестроечной молодежи, поэтому одеть его персонажа не вызвало никаких затруднений. Черный цвет лидирует в его образах как символ отрицания советского коммунистического строя и нигилизма. Федор Дунаевский вспоминает, что Шахназаров хотел передать странность главного героя и визуально-оттуда и панама, от которой Дунаевский пытался откреститься: «Меня заставили надеть панаму, хотя я сопротивлялся – я бы такую в жизни не надел. Но у режиссера была задумка: пришлось подчиниться». Куртка, которую носил главный герой, тоже была стильным “нет” для актера.

Следует упомянуть стиль преппи, отраженный в “Курьере” хоть и в одном эпизоде. В 1980-е стиль учащихся в престижных университетах Лондона, Америки и Европы вновь начал входить в моду, чем красиво воспользовались при съемке “Курьера”.

Ограниченный бюджет киноленты не стал помехой для создания точного языка костюма. Множество образов представлены в черно-красной палитре, где красный-тоска взрослых по партийной определенности и слабая вера в коммунистическое будущее молодежи, черный- абсолютное отрицание устоев. В образе почти каждого взрослого, чувствующего себя потерянным из-за постепенного крушения привычного уклада можно увидеть красный элемент. В образе молодежи красный можно интерпретировать как тоску по времени, подарившее беззаботное детство. Быть может, взрослые в фильме и напуганы отсутствием нравственных ориентиров и целей молодого поколения, однако фильм показывает-это не главное. Иван, услышав ,как плачет его мать, говорит ей, что не может это слышать. Чтобы порадовать, он обещает купить ей с первой зарплаты платье и шляпу (красные ли?). Обещание было выполнено. Главное-оставаться человеком.
Автор: Наташа Архипова