Основатель бренда и дизайнер шелковых платков Татьяна Кузнецова рассказала, как образование помогает художнику, о технологиях виртуальной реальности, работе с источниками вдохновения и об изделиях из шелка как инвестициях в наследие.
Впервые мы познакомились с брендом ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА в концепт-павильоне современного русского дизайна в Гостином дворе РЯД. Платки, изящные кулоны и ленты-твилли сразу попали под внимание, и не только наше. У изделий то и дело останавливались ценители, рассматривали, восхищенно шептались.
Шелковые “дары” и украшения, подача и оформление напомнили нам итальянское премиальное качество, и в редакции Татьяну тут же нарекли русской Паломой Пикассо.
Впрочем, сравнивать неправильно, потому что творения Татьяны самобытны, наполнены русским духом. Их хочется держать в руках, ими хочется обладать с гордостью. Как сокровищем. Мы рады, что смогли побеседовать с основателем бренда и создателем самых красивых шелковых платков в России.
Здравствуйте, Татьяна! Расскажите, как начался ваш путь? Беседуя с разными художниками, дизайнерами, творцами, мы пришли к выводу, что все родом из детства, как было у вас? Как вы пришли к тому, чем занимаетесь сегодня? Каким ребенком вы были?
Здравствуйте! Сколько себя помню, я всегда находила творческие занятия, мне было интересно все! Иногда ругала себя за то, что не могу остановиться на одном виде творчества, и только со временем поняла, что это моя сильная сторона.
Знания в разных видах творчества?
Да, знания, насмотренность, способность постоянно обучаться и быть открытой к новому — все это дает мне возможность проявлять себя как творца, и реализовывать свои проекты. Когда у меня рождается новая идея, я уже примерно представляю, как могу её осуществить.
Кто вы по образованию?
Я закончила финансово-гуманитарную академию, и это сейчас мне помогает в работе.
Каким образом помогает? Как вы считаете, чтобы создать свой бренд молодым людям, необходимо получить диплом/образование?
Творцы часто обитают в мире фантазий и креативности, откуда черпают свои идеи, и я не являюсь исключением. Для успешного развития собственного дела важно не только создать качественный продукт, но и эффективно его продвигать и реализовывать. В этом мне помогают знания, приобретенные в Академии. Я убеждена, что получение образования способствует развитию дисциплины и умению самостоятельно находить и систематизировать знания. Эти навыки крайне важны в современном мире, особенно для молодых людей, стремящихся создать свой бренд. Хотя сфера деятельности может меняться, способность адаптироваться и развиваться остается ключевой. Каждый шаг на этом пути — это возможность расти и открывать новые горизонты.
Где вы еще обучались?
Я прошла обучение в акселераторе «Путь Ремесленника», а также различные курсы в тех областях, где мне нужно было пополнить знания. Кроме того, я учусь у людей, встречающихся на моем пути — каждый из них приносит что-то уникальное и ценное.
Как пришла идея создать бренд? Как родились первые изделия?
Любой бренд — это продолжение его создателя. Я долго думала, как совместить в своей деятельности любовь к русской культуре, ручному творчеству и современные технологии, которыми я увлечена. В результате родился бренд шелковых платков ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА. Платки, которые я создаю, являются неким порталом, связующей нитью между прошлым, настоящим и будущим. В результате синтеза живой творческой энергии и технологий рождается искусство, нашедшее воплощение в шелке.
В основе дизайна первого шелкового платка рисунок петуха. Впервые он появился на созданной мной сумке. Этот образ получился настолько яркий и самобытный, что мне захотелось перенести его на платок. Очень понравился процесс создания и результат. Потом началась работа над стилем бренда, упаковкой. Мне важно было с самого начала, чтобы внутреннее и внешнее содержания совпадали!
Почему именно шелк?
Моей мечтой было создавать шелковые платки самого высокого качества и обязательно в красивой дизайнерской упаковке — изделия, которые будут ярким и запоминающимся подарком. Также я использую уникальные авторские принты, в которых заложен глубокий смысл и богатая символика, отражающая нашу культуру, искусство и традиции.
Чем вы вдохновляетесь, создавая их? Откуда черпаете идеи?
Мои источники вдохновения — это русская культура, природа, сказки, мифы и наследие, корнями уходящее в глубокое прошлое. Когда к такому традиционному богатству добавляются современные акценты, рождается нечто уникальное. Я уже говорила, что история создания бренда началась с образа Петуха, который символизирует силу духа и стремление идти вперед.
Это знакомый всем с детства сказочный герой, но уже в новом прочтении. Например, платок «Грибы» вдохновлен любовью к природе и творчеству художника Ивана Билибина. Я использую современные технологии, они помогают создать волшебство. Если вы отсканируете куаркод и будете удерживать телефон перед собой, двигая им по кругу, перед вами откроется сказочный грибной лес, будут летать бабочки и звучать красивая музыка. А если поднимите телефон вверх, то обнаружите себя под шляпкой огромного гриба!
Вот это да! Как к вам пришла такая идея?
Идея создать платкам дополненную реальность пришла случайно, когда я узнала о такой технологии.
Расскажите, как родился ваш знаменитый платок «Букет роз».
Я могу бесконечно рассказывать о том, как рождаются дизайны моих платков. «Букет роз» был создан в знак любви и благодарности маме и всем прекрасным женщинам.
Каждый цветок в этом букете — это не просто красивый образ, но и часть нашей семейной истории. У меня давно была мечта собрать все розы из маминого сада и создать из них прекрасный платок-букет, который будет радовать своей красотой в любое время года, и, конечно, подарить его маме.
Есть ли у вас любимые дизайнеры? Расскажите о них.
Я не слежу за другими брендами, чтобы не сбить свой внутренний компас. Самое интересное в творчестве — это реализация своих идей и творческих задумок.
Раскажите о своем любимом платке.
Для меня любимый тот платок, который находится на стадии разработки дизайна, так как этот процесс мне нравится больше всего.
Например, работа над платком «Тайна Души» стала для меня не просто проектом, а погружением в философские мысли о духовности и совершенствовании человеческой души на протяжении всей его жизни. Дизайн платка «Тайна Души» вдохновлен белокаменной резьбой Георгиевского Собора 1230-1234 г. в городе Юрьев-Польском Владимирской области. Во время моей поездки в это удивительное место и возникла идея его создания. Это должен был быть платок, который отразил бы красоту и глубокий символизм этого древнего храма. Георгиевский Собор, стоящий уже более семи веков, продолжает притягивать своей загадочностью.
У этого платка тоже есть дополненная реальность?
Да, она создана в просветительских целях, чтобы покупатели могли познакомиться с удивительной историей Георгиевского собора и древним белокаменным зодчеством.
Для кого вы создаете вещи? Опишите портрет/образ этого человека.
Я создаю для тех, кто ценит уникальные, красивые, качественные вещи, способные подчеркнуть индивидуальность и собственный стиль.
Как вы сами относитесь к моде? Где одеваетесь? Как любите одеваться?
Я спокойно отношусь к модным тенденциям. Выбираю вещи, которые созвучны моему внутреннему миру. Ориентируюсь на вечные ценности, к ним отношу и шелковые платки — аксессуар вне времени, вне моды, вне трендов. Шелковый платок — отличная инвестиция. Если бережно его носить, то он прослужит долгие годы. Его даже можно передавать по наследству. Это особенно актуально в современном мире, где быстро меняющиеся тренды могут затмить истинные ценности.
Расскажите о планах бренда и своих мечтах, о которых можно говорить.
Осенью я учавствовала в выставке «Русский дом», где шелковый платок «Петух» был оформлен в багет и представлен в качестве картины. Искусство, воплощенное в шёлке.
Получилось очень оригинально!
Да, картина-платок «Петух» вызвала интерес у дизайнеров интерьера, декораторов, владельцев ресторанов и отелей в русском стиле и обычных посетителей. Мне понравился этот опыт, поэтому планирую принять участие в выставке в 2025 году с новыми картинами-платками, а также хочу создать и представить там коллекцию домашнего текстиля.
Расскажите немного про свою виртуальную галерею.
У меня есть галлерея в метавселеной Spatial, где платки размещены в виде картин. Любой желающий может прийти в виртуальную галерею, посмотреть и повзаимодействовать с искусством в новом формате. Это такое место встречи для ценителей искусства и красоты со всего мира. Здесь объединяется культура, традиции и технологии, создавая уникальные сочетания идеи русского наследия с инновационным дизайном.
Как использование таких новейших технологий позволяет развивать бренд?
Ну, прежде всего, присутствие в метавселенной Spatial помогает мне продвигать творческие идеи и открывает возможность общения с интересными людьми, обсуждения новых проектов. Русское искусство и культура заслуживают широкого признания, и через представление в метавселенной они раскрываются перед российской и мировой аудиторией в уникальном формате.
Как вы относитесь к современным тенденциям на коллаборации с другими дизайнерами? Хотели бы попробовать? Если да, то с кем?
Я очень хорошо отношусь к коллаборациям, вся моя работа выстроена на коллаборациях и сотворчестве с российскими дизайнерами. Сотрудничество позволяет реализовать то, что затруднительно сделать в одиночку.
Например в сотворчестве с дизайнером Анастасией Герасимовой мы создали коллекцию платков для музея Филимоновской игрушки и фирменный мерч — платки для медиа о русской культуре «Светлица». Так что я всегда открыта к творческим предложениям и коллаборациям.
Хочется узнать ваше мнение, может искусство в будущем полностью перейти в виртуальный мир? Это вас не пугает?
Меня не пугает переход искусства в виртуальный мир. Виртуальные технологии открывают новые горизонты для творчества и самовыражения. Например, виртуальная реальность может создать уникальные immersive-опыты, погружая зрителя в произведение искусства. Однако я считаю, что реальное искусство и живое творчество всегда будут иметь свою ценность. Физическое взаимодействие с произведением, возможность ощутить текстуру, цвет и атмосферу — это то, что невозможно полностью воспроизвести в цифровом формате. Виртуальные технологии — это всего лишь инструмент, который может обогатить наше восприятие искусства. Главное — правильно их использовать, сохраняя при этом связь с традициями и живым творчеством.