Основатель Smart Reading Михаил Иванов о том,каков он, жанр саммари
Большая ли стопка книг лежит на вашей прикроватной тумбочке (если вы, конечно, любите читать на ночь)? Как думаете, сколько бестселлеров вы прочитаете от корки от корки, а сколько перекочуют в ваш книжный шкаф на «полпути» до финальной страницы.
Однако существует сервисы, которые помогают решить эту проблему без информационного ущерба. Об этом нам расскажет Михаил Иванов – основатель Smart Reading, крупнейшей библиотеки саммари нон-фикшн книг на русском языке.
DFR: Что такое Smart Reading? В чем заключается концепция данного сервиса?
Михаил Иванов: Smart Reading – это крупнейшая на русском языке библиотека саммари нон-фикшн книг. Мы скрупулезно отбираем лучшие нехудожественные книги, внимательно их читаем и выделяем главное. Наша цель – не «сжать» книгу до 15–20 страниц, а передать ее суть, ключевые идеи без «воды». Мы рассказываем и об авторах книг, а в конце каждого саммари предлагаем пройти тест на понимание прочитанного. Каждое саммари делаем в двух форматах – тексте и аудио.
Мы пробуем и новые форматы – треть нашей библиотеки есть в визуальном виде, это «умные» инфографики. Издаем печатные сборники (в том числе и книги инфографик), «умные» календари. Сделали серию для детей и подростков «Чему не учат в школе» – печатные книги, рабочие тетради, благодаря которым дети учатся ставить и достигать цели, разбираться в своих и чужих эмоциях, дружить и развивать множество важных для жизни «гибких» навыков.
Еще один наш эксперимент – чат-боты для подростков Фил и Эби. Они «живут» в Телеграмм (@FeelCoachBot и @AbiCoachBot), но общение с ними мало чем отличается от живых диалогов. С помощью этих роботов-тренеров ребята развивают свой эмоциональный интеллект и учатся превращать мечты в цели, делать шаги для их достижения.
«Наша цель – не «сжать» книгу до 15–20 страниц, а передать ее суть, ключевые идеи без «воды»
Фото взято с сайта smart_reading
DFR: Как появилась идея создания такого формата сервиса?
Михаил Иванов: Мой хороший знакомый, руководитель крупной компании, когда-то поделился со мной своей историей. Он решил подарить своим сотрудникам полезную книгу по саморазвитию. Издание было объемное, несколько сотен страниц. И где-то на трехсотой он написал: «Дочитаете до этой страницы – зайдите ко мне». И что вы думаете? Не зашел… никто! Несмотря на то, что это был бестселлер.
Мы часто с воодушевлением начинаем читать очередную нехудожественную книгу, но так же часто бросаем чтение на полпути. Из-за объема, повторений, снижения мотивации, банальной нехватки времени. Саммари – хорошее решение этой проблемы. Каждый из нас может выделить полчаса в день на саморазвитие – по дороге на работу, во время утренней пробежки, перед сном. Становиться на книгу в день умнее, инвестируя в это минимум времени – как мне кажется, это отличный мотиватор сделать развитие своей ежедневной (и очень простой) привычкой.
«Каждый из нас может выделить полчаса в день на саморазвитие – по дороге на работу, во время утренней пробежки, перед сном»
Фото взято из личного архива
DFR: Какие книги оказываются в библиотеке? По какому принципу вы отбираете книги?
Михаил Иванов: Мы делаем саммари на нехудожественные книги. У нас довольно подробный рубрикатор – бизнес, саморазвитие, воспитание детей, все об обществе, ЗОЖ… Для каждой из этих категорий мы отбираем лучшие книги, ориентируясь на рейтинги в «Амазон», а также собственную экспертизу.
В сегодняшних реалиях многие правообладатели забирают права на издание своих книг в России. Продолжать читать хорошие книги можно только двумя способами – на языке оригинала или в виде саммари. На сегодня в нашей библиотеке 800+ саммари, каждую неделю мы добавляем по две новинки. И бо́льшая часть этих новинок – на книги, которые еще не вышли в России (и вряд ли появятся в ближайшее время).
Хороший пример – мемуары Принца Гарри «Запасной». Эта книга тоже не может быть издана в России из-за ограничения прав. Мы сделали на нее саммари. По словам коллег из «ЛитРес» – оно побило рекорд продаж за всю историю этой платформы.
Другой пример – книга Джен Синсеро «Не ной». Этот бестселлер тоже изъят из продажи на российских площадках. Мы сделали на него саммари, а значит российские читатели получили возможность узнать главное из этой книги.
«Мы пробуем и новые форматы – треть нашей библиотеки есть в визуальном виде, это «умные» инфографик»
Фото взято с сайта all2all.ru
DFR: Каковы этапы создания саммари Smart Reading?
Михаил Иванов: Создание саммари – кропотливая работа. Над каждым из них работают несколько человек. Шеф-редактор составляет план производства, отбирая лучшие нон-фикшн книги. Внимательно прочитать книгу (чаще на языке оригинала), выделить и изложить ключевые идеи – работа авторов саммари. Мы привлекаем к работе хороших авторов, обладающих экспертизой в своей теме. Но довольно часто показываем текст и сторонним экспертам. Далее – редактирование, корректура, создание электронной версии, озвучка в студии звукозаписи, работа редактора инфографик и дизайнеров.
«Мы привлекаем к работе хороших авторов, обладающих экспертизой в своей теме»
Фото взято из личного архива
DFR: Что интересно людям больше всего? Может, 3–5 бестселлеров.
Михаил Иванов: Мы размещаем саммари не только в Smart Reading, но и на других крупных площадках: ЛитРес, MyBook, Яндекс.Музыка, BookMate, Wink и др. Конечно, анализируем статистику. В неизменных лидерах – «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, «От хорошего к великому» Джима Коллинза, «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, «Магия утра» Элрода, книги Талеба, Канемана…
Фото взято с сайта smart_reading
DFR: Можете рассказать о последних новинках? Какие книги, о чем они?
Михаил Иванов: Как я говорил, сейчас мы фокусируемся на книгах, которых нет в продаже в России. Помимо упомянутого «Запасного» принца Гарри, отмечу недавние интересные новинки:
Рэм Чаран «Ваш CEO хочет, чтобы вы это знали. Как на самом деле работает ваша компания», Йоханн Хари «Украденный фокус», Бернард Марр «Бизнес-тренды на практике», Джонатан Хайдт «Праведный разум», Алекс Хормози «Оффер на $100 миллионов», Вацлав Смил «Как на самом деле устроен мир». Хочется привести большой список, но вряд ли он будет уместен в формате интервью.
«Становиться на книгу в день умнее, инвестируя в это минимум времени – как мне кажется, это отличный мотиватор сделать развитие своей ежедневной (и очень простой) привычкой»
Фото взято из личного архива
DFR: На сайте есть сборники. Можете рассказать, что это, как работает и по какому принципу они собираются?
Михаил Иванов: У нас довольно много сборников саммари, объединенных одной темой. Большинство этих сборников мы делаем и в печатном виде. Из недавних новинок – «Код личной эффективности», «12 soft skills 21 века», «Как общаться с ребенком» – в этих книгах не только саммари, но и инфографики к ним. Делаем и серию книг инфографик – «50 лучших книг в инфографике: инструменты личной эффективности», «50 привычек успешных людей», «50 лучших книг по саморазвитию». Про нашу детскую серию печатных книг «Чему не учат в школе» я уже рассказывал.
Фото взято из личного архива
DFR: Также есть «Умный календарь». Можете тоже про него рассказать?
Михаил Иванов: Несколько лет назад мы сделали первый такой календарь. Отобрали лучшие книги по саморазвитию, придумали и нарисовали по ним инфографики. Каждый месяц календаря – новая инфографика, передающая ключевые идеи полезной книги в виде ярких запоминающихся образов. Иметь такой календарь у себя дома, видеть его каждый день и заряжаться мотивацией – хороший способ встроить саморазвитие в свою повседневную жизнь.
Людям понравился такой формат. Этот календарь побил рекорды продаж, у нас даже появились подражатели. Мы делаем такие календари каждый год. С недавних пор к ним присоединились и умные календари для детей и подростков в рамках нашей серии «Чему не учат в школе». А корпоративные клиенты заказывают у нас настольные и настенные календари инфографик, чтобы развивать ключевые компетенции внутри компании.
DFR: Для будущих пользователей можете рассказать о тарифном плане?
Михаил Иванов: Библиотека Smart Reading (приложение и web-версия) доступна по подписке: на месяц, полгода или год. У нас есть и бессрочная подписка – платишь один раз, пользуешься всю жизнь. На сегодня уже 2400+ подписчиков выбрали бессрочный тариф. Думаю, это хорошая инвестиция в свое развитие – и при этом вполне доступная для большинства.
Фото взято с сайта smart_reading
DFR: Есть ли будущее у данного формата?
Михаил Иванов: С начала этого года востребованность саммари увеличилась на 33%. Это данные «ЛитРес». Сейчас в тренде краткость. С каждым годом эта тенденция усиливается.
Мы уже давно вынуждены жить в атмосфере информационного шума. Ежедневно на нас льется немыслимое количество информации, выходит множество нон-фикшн книг – и лишь толика из них действительно стоят внимания. При этом постоянное саморазвитие – ключевое условие успеха в современном мире. Саммари решают две главные проблемы – выбора лучших книг и экономии времени на их чтение. Поэтому интерес к такому виду контента, уверен, будет только возрастать.
«Саммари решают две главные проблемы – выбора лучших книг и экономии времени на их чтение»