Мода – понятие временное. Сегодня она одна, а завтра уже другая. И повиноваться каждому её «писку» не практично. Но почему многие до сих пор это делают? Почему людям важна мода? Ответы на эти вопросы кроются в науке, и мы постараемся, чтобы этот урок был максимально ценным и не скучным.
1. Социологический аспект
Одна из версий – это принадлежность человека к обществу. С точки зрения науки, которая изучает это общество, мода – это не больше, чем стандартное массовое поведение, которое стремительно развивается за счет быстро сменяющихся образцов – примеров социального статуса и престижа.
К определению моды, в социологии, существуют четыре подхода:
— Концепция подражания
Суть теории в том, что люди стремятся одеваться согласно с трендами из-за того, что так выглядят выбранные образцы из превосходящего класса. То есть, в расчет мы берем не только звезд, но и знакомых, которые хотя бы на одну социальную ступень выше.
— Теория демонстративного поведения
Эта теория чем-то схожа с предыдущей. Но здесь человек метит сразу к высшему классу. Грубо говоря, по Тарду ты можешь подражать в выборе одежды Крис Шелест или соседке Маше, а по Веблену, в качестве образца, ты можешь выбрать, как минимум, Британскую королеву.
— По Блумеру и его концепции, основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, формируемые значимыми символами.
То есть, по сути концепция Блумера означает, что в моде главное не то, как ты выглядишь в определенном луке, а какое значение и посыл несет твой образ.
— По семиотической теории мы хотим выглядеть модными, потому что пытаемся соответствовать какому-то модному образцу и нести в массы посыл. Социолог описывает не практики, а воображаемые образы и приводит примеры значений.
С тем, как общество делает моду важной, понятно. Но нельзя обойтись без истории, которая заставляет социум делать вещи модными.
2 Исторический аспект
Мода служит памятником событий, происходящих в обществе во все времена. Своеобразное культурное наследие. Ведь помимо общества на одежду влияют и процессы, происходящие в мире. В этом плане показательна история, привычных для современных женщин, брючных костюмов. Феминистские движения начали бороться за «удобную одежду для дам» до того, как костюмы по-настоящему стали носиться. Эмансипационный протест устроила легендарная Коко
Шанель и одела моделей в брюки и другие части мужского гардероба. Все восхищались, покупали её юбки и платья, но костюмы носить не стали. Одним из главных событий, который помог женщинам получить доступ к брюкам является Первая мировая война, когда дамам пришлось осваивать мужские профессии. Работать в одежде, которая была для них предназначена патриархальным обществом, было нереально, поэтому дамам пришлось надеть удобную форму. У каждой вещи гардероба своя история и свои предпосылки появления. Тренды всегда согласуются со временем, а значит соответствуют нашим потребностям на текущий период времени.
То, что сейчас в моде – это потребность времени, которая становится актуальной благодаря обществу. Мода – смешение наук, а не просто шмотки.