«Поднимите чек в 10 раз», – скажут бизнес-тренеры. Однако в творческой среде важно не только поднять планку, но удержать ее в условиях жесткой конкуренции. Обсудим 3 неочевидных способа, как дизайнеру прокачать свою конкурентоспособность и заслужить признание профессионалов.
Состояние рынка дизайна меняется каждый год. Уровень, который демонстрировал графический дизайнер 5 лет назад, раньше считался практически уровнем арт-директора, а сейчас не тянет даже на уровень junior-дизайнера.
Из-за невероятного количества разнообразных курсов по дизайну, онлайн-школ, университетов и обучающих роликов в свободном доступе в дизайн-индустрию попало большое количество людей. Причиной стала в целом нездоровая на фоне всех остальных профессий популяризация, многие погнались за лёгкой наживой и столкнулись с неожиданными вызовами.
Из-за перенасыщенности рынка выпускниками по специальности «графический дизайн» расценки на услуги значительно упали, а уровень конкуренции, напротив, значительно вырос.

Как в такой непростой ситуации начинающему и продолжающему дизайнеру зарабатывать хорошие деньги и стать признанным мастером?
Чем отличается самоучка, прошедший три курса в интернете, и человек, по-настоящему разбирающийся в ремесле? В силу работы старшем преподавателем в профильном вузе я наблюдаю за развитием специалистов в динамике. Чаще всего на первом-втором курсе у многих студентов возникает ощущение, что учиться им уже практически не нужно, что все получается достаточно легко и что с реальными заказами все будет так же, как и с учебными заданиями. Так вот, человек разбирающийся всегда внимательно следит за уровнем своего мастерства в ключевых областях и ставит под сомнение уже существующие навыки, стараясь регулярно обновлять свои знания.
Первое. Учитесь рисовать
Есть базовая вещь, которая гарантированно улучшит ваши показатели в дизайне. И нет, это не изучение новых программ. Это рисование. Карандашом на бумаге. Долго, нудно, но эффективно.
Рисование – это одно из самых главных действий, которое разовьёт вас как художника-эстета, как творческую личность. Передать объём на плоскости умеет очень ограниченный круг лиц, а владеют компьютерной графикой миллионы. Дело в том, что рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство формируют альтернативный взгляд на вещи. Вы вместо обычного яблока на натюрморте начинаете видеть структуру, состоящую из света, цвета, объема, текстуры, взаимодействующую с другими предметами, которые имеют собственные фактурные характеристики. Вы начинаете видеть суть вещи как совокупность факторов.

Как человек, преподающий более 15 лет в университетах Москвы и Новосибирска, точно могу сказать, что люди, которые окончили художественную школу или даже годичные художественные курсы, делают дизайн-макеты на голову выше, нежели люди, у которых нет базовых художественных навыков.
Многим junior-дизайнерам кажется, что рисование – пустая трата времени, что нужно купить компьютер покруче, программ поставить побольше, купить планшет, и вот тогда-то они станут настоящими крутыми дизайнерами. По своему преподавательскому и арт-директорскому опыту могу точно сказать, что компьютер ни в коем случае не помогает сделать хороший дизайн. Компьютер – это всего лишь инструмент. Всё самое лучшее проектируется при помощи карандаша и бумаги. Лучшие идеи зарисовываются порой в метро, в очереди и других совершенно неожиданных местах.

Второе. Фотографируйте
Навык вдумчивого наблюдения – своего рода дизайн-медитация – тренируется при помощи обычной камеры в смартфоне. Мобильная фотография – это потрясающая возможность, которая стала доступна огромному количеству людей на планете Земля с приходом смартфонов в нашу жизнь. Ранее фотографировать могла лишь определенная часть общества, которая располагала ресурсами для осуществления данной деятельности.
Чтобы понять, насколько фотографирование повседневных вещей, событий и нюансов полезно для вашего творческого потенциала, рекомендую прочитать книги известного арт-директора Дмитрия Чернышова «Как люди видят» и «Как люди думают». Они содержат чёткие и понятные алгоритмы и упражнения для достижения дизайнерских целей.
Одно из самых простых упражнений вы можете сделать прямо сейчас при помощи камеры своего мобильного телефона. Найдите все буквы кириллического алфавита (всего их 33) в совершенно обычных предметах, которые вас окружают. Пробуйте искать пересечение линий, проводов, столбов, продуктов, витрин, которые бы при фотосъёмке с помощью вашего мобильного телефона складывались в хорошо читаемую графику буквы, а затем сложите все полученные фотографии в отдельный алфавит. Гарантирую, вы получите массу эмоций и ценный опыт. Данный навык позволяет наблюдать суть вещей и, самое главное, фиксировать ее в графике через обычную камеру мобильного телефона.

Третье. Изучите классические труды по композиции.
Существует отличная проверенная временем книга О.Л. Голубевой «Основы композиции». В данном труде содержатся знания, расшифрованные через очень простые, наглядные, легкие для восприятия примеры. Текст написан легко и без воды. После прохождения заданий, основанных на примерах их этой книги, мои студенты кратно улучшали свои визуализации в графическом и промышленном дизайне. Классические знания по теории композиции – это основа основ для любого дизайнера.