После 11 лет за партой самое сложное – выйти за рамки. Вдруг косо посмотрят или отругают! Ниже 3 способа побороть страхи и включить креативность.
Одна из важнейших моих педагогических практик в работе с будущими дизайнерами – это раскрытие творческого потенциала.
С недавнего времени у меня появились первокурсники. Парадокс заключается в том, что с ними работать тяжелее всего. Последующие курсы уже получили прививку вузовской реальности, а первый курс еще нет.
Почему первый курс самый тяжелый? Дело в том, что школьное образование так или иначе до сих пор основывается на идеях Антона Макаренко, который основал великолепную педагогическую систему для возвращения к нормальной жизни сотен малолетних преступников и беспризорников. Времена изменились, а подход к обучению – не особо. В школах дети все еще высиживают за партой 11 лет, часто порицаются за яркие личностные проявления и подавляются коллективом одноклассников, а нередко даже и учителей.

За 11 лет ученик привыкает к тому, что лучше не высовываться, не проявлять активности – так проще и лучше. Но в творческой профессии данный подход очень вреден. В творчестве так или иначе важен почерк автора (хотя многие дизайнеры со мной не согласятся). Войти в состояние креативности/творчества – это очень ценный навык, который старательно подавляется школьной системой.
В скандинавских странах и в частности в Финляндии особым спросом пользуется сервисный дизайнер – это тот человек, который размышляет и внедряет процессы по улучшению чего-либо. В большинстве скандинавских школ отменены парты, дети занимаются либо в просторных классах с удобной мебелью, либо на улице. В большинстве школ существуют отдельные «музыкальные» комнаты, имеющие устойчивые к шалостям музыкальные инструменты, при помощи которых можно выпустить пар. В таких помещениях можно «проораться», подолбить в барабаны и попрыгать. Маленький человек, выпустив лишнюю часть энергии, намного более охотно воспринимает новую порой сложную информацию. Не зря Финляндия считается самой счастливой страной на свете.

Вернемся к первокурсникам. Чтобы преобразовать школьный опыт и позволить творчеству происходить, я применяю ряд упражнений.
Первое и не самое очевидное – просто взять и испортить несколько листов бумаги: порвать, продырявить, смять. Дело в том, что многих студентов просто трясет от страха, что так делать нельзя: заругают!
Когда с материалом можно обращаться как вздумается, начинается магия, в стандартные рисунки приходит объем. Далее имеет смысл вдоволь налить краски на листы бумаги. Это тоже сложное упражнение, потому как большинство подсознательно экономит материал. Третье и самое страшное с точки зрения учителей классической прадигмы – покачаться на стуле!
Дело в том, что, раскачиваясь, мы автоматически успокаиваемся и вспоминаем детское беззаботное состояние. А детство – это кладезь креативных ресурсов!

Три таких незатейливых упражнения могут кратно повысить вашу творческую производительность. Дерзайте!