​​Искусство шрамов — техника кракле как эстетика «поживших» вещей

Трещина — это не конец, а поворотный момент. Там, где гладкая поверхность молчит, потрескавшаяся — шепчет. И если бы вещи правда могли говорить, те, что со шрамами, рассказывали бы самые захватывающие истории.


Мои обои в арендованной квартире испещрены сеткой мелких трещин — будто кожа, прожившая не одну зиму. Лампа, купленная на Авито, — бывшая в употреблении «икеевская» классика — обернута бумажным абажуром, который светится изнутри, проступая сквозь заломы, словно древняя керамика. И дело не в функциональности или бюджете (с недавних пор Ikea теперь в раритете) — следы времени, и в этом вся прелесть. Глядя на другие мои уставшие предметы декора, я ловлю себя на мысли: вылизанный бежевый минимализм или холодный хай-тек никогда не дадут того уюта, который рождается из неровностей, царапин и трещин. 

​​Искусство шрамов — техника кракле как эстетика «поживших» вещей
unsplash.com

Но почему повреждённое кажется нам прекрасным? На Востоке ответ на этот вопрос знали ещё в XV веке. Японские мастера золотого шва — «кинцуги» — не просто чинили разбитую керамику — они превращали её в произведение искусства, заливая трещины золотым лаком. Эта философия — часть «ваби-саби», мировоззрения, где внутренняя красота кроется в несовершенстве, мимолётности и следах времени. В отличие от западного стремления к вечной новизне и внешней мишуре, «ваби-саби» учит ценить потёртости, патину и даже изъяны — ведь именно они свидетельствуют о подлинности.

В Европе к такому пониманию пришли не сразу. Долгое время трещины на картинах или сколы на фарфоре считались досадными дефектами, которые требовали тщательной реставрации. Но к началу XX века всё изменилось: авангардисты начали намеренно состаривать поверхности, дадаисты — собирать битые предметы, а дизайнеры — имитировать патину на мебели. Винтаж перестал быть признаком бедности — он стал языком, на котором вещи рассказывали свои истории.

​​Искусство шрамов — техника кракле как эстетика «поживших» вещей
unsplash.com

Сама технология создания трещин — кракле — это всегда игра с материалами и их свойствами. В живописи для этого использовали специальные лаки, которые при высыхании растрескивались, создавая паутину прожилок. В керамике — резкие перепады температур при обжиге заставляли глазурь сжиматься неравномерно. Современные дизайнеры применяют химические составы, которые буквально «старят» поверхность за считанные часы: наносят два слоя краски с разной скоростью высыхания или используют плёнки, которые трескаются под воздействием тепла. Искусственные трещины — это магия контролируемого разрушения, где мастер не скрывает дефекты, а превращает их в главный элемент декора. 

​​Искусство шрамов — техника кракле как эстетика «поживших» вещей
unsplash.com

Сегодня эта эстетика пронизывает всё: от интерьеров до моды. Стены, покрытые кракелюрной краской, напоминают высохшую землю; штукатурка с трещинами создаёт эффект средиземноморской руины. В моде — джинсы, которые носят до дыр, и кожаные куртки, которые чем больше царапаются, тем лучше. Психология проста: шрамы на вещах делают их живыми. В мире полном однообразного визуала, где искусственный интеллект уже искусно копирует реальность, нам так необходимо оставаться аутентичными и ценить свою человечность.

Художники и дизайнеры тонко чувствуют наши потребности и привносят свою креативность даже в самые традиционные мастерские и бренды. К примеру, в Петербурге, на Императорском фарфоровом заводе, художница Вера Бакастова создала коллекцию «Байкал» — белоснежные тарелки и чаши с золотыми «трещинами», вдохновлённые японским «кинцуги». Сияющий фарфор, рассечённый позолотой, похож на байкальский лёд, прочерченный морозом. Заводу почти 300 лет, но его мастера понимают: даже в хрупкости есть сила. 

​​Искусство шрамов — техника кракле как эстетика «поживших» вещей
ipm.ru

Бренд «The sarai» превращает в мебель то, что природа уже «состарила»: дубовые пни с трещинами, залитыми эпоксидной смолой. Из них получаются столики, табуреты, подставки под цветы — каждый с уникальным узором, как отпечаток пальца. А «Ламповый блок» дарит вторую жизнь советским стеклоблокам, вытащенным из заброшенных зданий. Царапины и сколы на этих необычных лампах и светильниках — не дефект, а свидетельство истории. 

​​Искусство шрамов — техника кракле как эстетика «поживших» вещей
thesarai.ru

Московская мастерская «A+V» (Алёна Куликова и Ваня Бровчук) делает посуду, которая выглядит так, будто её скомкали, а потом разгладили. Их подносы и тарелки — словно страницы старых книг, случайно застывшие и ставшие арт-объектом. «Мы заворачивали книги в бумагу, а потом смотрели, какие складки остаются», — говорят они. 

Добавить «шрамы» в свой дом можно и без глобального ремонта. Кракелюрный лак для декупажа, наклейки-трещины на стекле, винтажные рамки с потёртостями — главное, не переборщить, чтобы пространство не стало похоже на лавку старьевщика. Ищите баланс: пусть одна потрескавшаяся ваза или лампа с историей станет акцентом среди гладких поверхностей. Однако для особых любителей находить эстетику в пожившем, есть варианты с поиском б/у предметов интерьера на Авито или самый хардкор — въезжать в квартиру уже с «состаренным эффектом» — бабушкиным ремонтом.

​​Искусство шрамов — техника кракле как эстетика «поживших» вещей
unsplash.com

Трещины — это не изъяны, а дорожные карты памяти. Они напоминают: вещи, как и люди, становятся интереснее, когда проживают что-то помимо безупречной новизны. Может быть, поэтому мы так любим потрёпанные книжные переплёты, выцветшие фотографии и ту самую лампу из Ikea, которую кто-то до нас уже включал по вечерам.

Автор: Яковлева Эва 

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: hello@designersfromrussia.ru. Мы в соцсетях: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
hello@designersfromrussia.ru
+7(926)836-09-76