Искусство играючи: как отечественный мультипликатор интегрировал живопись в анимацию 

Возможно ли оживить давно застывшие картины и вдохнуть в них жизнь, сделать их персонажей героями новых историй, и заинтересовать этим нового, несведущего зрителя? Режиссёр Андрей Хржановский более полувека создаёт мультипликации на грани симбиоза великого искусства и примитивной формы представления.


Искусство всегда считалось сферой интересов для привилегированного общества. Чтобы проникнуться атмосферой и понять скрытые смыслы необходима прочная база знаний. Однако эти стереотипы уходят в прошлое, искусство всё чаще интегрируется в массовую культуру и становится доступным и понятным. 

Например – живопись в мультипликации. Такой необычный союз показывает, что изобразительное искусство – это не скучные экспонаты в музее, а динамичные герои, ярко раскрывающиеся на экране. 

Искусство играючи: как отечественный мультипликатор интегрировал живопись в анимацию 
seance.ru

В советской, а в последующем в российской анимации отличился режиссёр Андрей Хржановский. Он родился 30 ноября 1939 года в Москве. В 1962 году выпустился с режиссерского факультета ВГИКа. Будучи студентом, Хржановский не думал о мультипликации, однако дипломная работа привела его на киностудию «Союзмультфильм». Там появился его первый мультфильм «Жил-был Козявин» (1966). Через два года появился мультфильм «Стеклянная гармоника» (1968). Но он подвергся цензуре и долго не выходил на экраны. Позже вышла серия мультфильмов по творчеству Пушкина. В 90-е Хржановский вновь занялся смешением анимации и искусства. Он выпустил фильмы по рисункам Сергея Бархина, Федерико Феллини, Иосифа Бродского. 

Рассмотрим несколько особо заметных мультипликаций подробно. 

«Стеклянная гармоника»

Главная фишка мультфильма – аллегорическое повествование. Через художественные приёмы и изобразительное искусство режиссер рассказывает о судьбе искусства. 

Искусство играючи: как отечественный мультипликатор интегрировал живопись в анимацию 
kinopoisk.ru

Герои анимации – упадочные, развращённые жители города, которых ничего не интересует, кроме денег. Они представлены картинами художников средневековья: Питера Брейгеля, Иеронима Босха, Франсиско Гойя, Джузеппе Арчимбольдо. Однажды к ним забрел музыкант со стеклянной гармоникой. Его игра оказывает небывалое воздействие на горожан. Они заслушиваются волшебными звуками и постепенно возвращаются к давно забытому, прежнему облику обыкновенных людей. Это показано с помощью живописи уже другой эпохи – эпохи Возрождения. Персонажи облачаются в картины Эль Греко, Альбрехта Дюрера, Пинтуриккио. Вместе с этим жители исцеляются и от своих пороков. 

Искусство играючи: как отечественный мультипликатор интегрировал живопись в анимацию 
kinopoisk.ru

Но власти города это не понравилось, и она изгнала музыканта, чтобы город вернулся в привычную стезю. Здесь стоит обратить внимание на главного злодея мультфильма. Для его создания была взята картина Рене Магритта, бельгийского художника-сюрреалиста. 

Удивительно, но по этой мультипликации сложно сказать, что ей 55 лет. Работа настолько прогрессивная и необычная, что вполне может сойти за современный мультфильм. 

«Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником» (1987)

Название мультфильма говорит само за себя – изящных искусств в нём собрано множеством. Сюжет строится на биографии эстонского художника Юло Соостера, используются его рисунки. Работа вновь выполнена в сюрреалистическом направлении. 

Искусство играючи: как отечественный мультипликатор интегрировал живопись в анимацию 
mults.info

Сопровождает иллюстративный ряд стихи Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Николая Заболоцкого. Примечательно, что музыка выбрана несочетаемая в привычном понимании: симфонические композиции Шнитке и «Банька по-белому» Высоцкого. Атмосфера мультфильма похожа на некий балаган, настоящую мастерскую творца, постоянно наполненную беспорядком. 

Искусство играючи: как отечественный мультипликатор интегрировал живопись в анимацию 
mults.info

Сам Хржановский говорил о своём произведении следующее: «Передо мной стояла задача создания из этих элементов разнообразных комбинаций, образов, обращенных к фантазии, чувству, интеллекту зрителя и собеседующих с ним о жизни и смерти, о том, где начинается и где «кончается искусство и дышат почва и судьба», о неуследимости переходов жизни в искусство и обратно, и о многих других вещах…»

«Лев с седой бородой» (1995)

Этот мультфильм создан по мотивам сказки, написанной знаменитым итальянским сценаристом Тонино Гуэррой и дополнен рисунками художника Сергея Бархина.

Когда-то цирковой лев Амадео был молод и полон сил, он выполнял сложнейшие трюки и был любимцем публики. Однажды он повстречал красавицу-львицу, но им оказалось не суждено быть вместе. Это событие подтолкнуло льва к глубокой рефлексии, всё чаще он стал погружаться в раздумья, перестал выступать. Так ошеломительный цирковой успех погас и незаметно настигла старость. Всё в этой жизни когда-нибудь заканчивается…

Искусство играючи: как отечественный мультипликатор интегрировал живопись в анимацию 
«Лев с седой бородой» (Режиссер: Андрей Хржановский, 1994)

Здесь игра с высоким искусством проявляется не только в использовании эскизов Бархина, но и в музыкальном сопровождении. Музыку для мультипликации написал Нино Рота, итальянский композитор, лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми».

Работа получилась очень чувственной, особое внимание уделено атмосфере постепенного увядания: темные, мрачные тона, схематичная рисовка, без отчетливых деталей. 

Искусство играючи: как отечественный мультипликатор интегрировал живопись в анимацию 
«Лев с седой бородой» (Режиссер: Андрей Хржановский, 1994)

Мультфильм получил признание Каннского фестиваля, премии «Ника», фестиваля в Хиросиме и «КРОКа». На волне этого успеха Хржановский и Гуэрра создали еще одну совместную работу – «Долгое путешествие».

Андрей Хржановский – режиссер, который непрерывно экспериментирует с формой и содержанием своих работ, воплощая новые идеи и концепции. Его мультипликации оживляют давно застывшие картины, превращая их в героев новых историй. Этот подход привлекая внимание как знатоков, так и новичков.

Мультипликация, сочетающая живопись и движение, делает искусство доступным и понятным. Зритель может увидеть персонажей картины в новом свете, встретиться с ними и проникнуться их историями.

Автор: Дарья Глухих

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected]. Мы в соцсетях: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76