Хороший маркетинг и мусорные сертификаты: что происходит на российском рынке детских товаров?

С 19 по 22 марта 2024 года в Москве проходил «Золотой медвежонок» –главная национальная отраслевая премия в сфере товаров и услуг для детей. Какие тренды и проблемы были выявлены в процессе конкурса?


Хороший маркетинг и мусорные сертификаты: что происходит на российском рынке детских товаров?
freepik.com

Мне посчастливилось быть в жюри «Золотого медвежонка». По итогам нескольких дней работы сложилось мнение как о текущих производителях детских товаров, так и о потребителях.

Удобство выбора

Первое и самое главное – маркетплейсы изменили рынок. Теперь для покупки детских товаров не нужно ехать в «Детский мир», сильно проще и удобнее заказать интересующий товар на дом. 

Второе: отзывы – это кровь продаж. Все конкурсанты как один взахлёб говорили про рейтинг отзывов на крупных площадках. Мол, всем все нравится, хотят ещё.

Безопасность

Теперь предлагаю трезво взглянуть на столь щепетильный рынок детских товаров.

Выяснилось что примерно до 30% производителей детских товаров заказывают сертификацию одежда и игрушек, продающихся в России, в Армении, Киргизии и Узбекистане. Профессиональное сообщество педиатров, педагогов и детских врачей в голос назвали эти сертификаты мусорными! Зачастую они не соответствует заявленным в России нормам. Товары для экспертизы в указанные страны обычно не отправляются, а производства не проходят необходимую проверку. Хочется пожелать ответственным родителям читать не отзывы, а сертификаты соответствия!

Приведенная выше статистика касается топовых производителей, которые подавались на премию. Если оценивать рынок целиком, ситуация может быть еще печальнее.

Эргономика

Вторая проблема, которая четко проявилась – это непонимание детской эргономики при проектировании игрушек. Да, многие из конкурсантов отдавали свои проекты на исследование в ведущие научные школы России и получали консультации по улучшению своей продукции. Внедряли новации и с каждым новым тиражом становились лучше. Другие же, напротив, проявив самонадеянность, выпускали тиражи на рынок не проверив пользу для основных потребителей.

Графика

Моё личное наблюдение, связанное с преподавательской деятельностью, – это весьма слабая шрифтовая культура. БОльшее количество производителей даже не знают о том, что существуют шрифты, одобренные для работы и игр с детьми. Например, лингвистический конструктор, который я держал в руках, при всех его безусловных достоинствах пестрел испорченными пропорциями шрифтов. Т. е. ребенок приучается к тому, что шрифт – это не произведение искусства, а ширпотреб, с которым можно делать все что угодно: ломать, искажать, не учитывать пропорции. С таким подходом буквам и словам ребенок научится, а эстетике – нет.

Качество

Конечно, с каждым годом уровень товаров и услуг растет. Особенно порадовали производители школьной мебели, которые проанализировали множество пользовательских сценариев и начали делать мебель с учетом особенностей детей различных возрастов. Впечатлил производитель парт, который на вопрос «Выдержит ли ваша мебель жёсткую эксплуатацию в учебных учреждениях?» залез на парту и всласть попрыгал на ней. Мужчина весом под 110 кг! Уважаю. Лучшая продажа. Желаю всем производителям делать продукт такого качества.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76