Фотограф Иван Джикаев: «Я бы уехал из России намного раньше. Переехал в Нью-Йорк и стал fashion-фотографом!»

В 43 года уехать из России. Сменить профессию физика на фотографа, и в 52 получать радость от жизни.

Наш герой сегодня – Иван Джикаев. Фотограф родом из России, живущий много лет в Америке. Человек, не побоявшийся рискнуть, пойти против стереотипов. В сознательном возрасте, радикально изменить свою жизнь, забрать семью и уехать.

Было интересно узнать о нем, задать ему вопросы, и конечно услышать рассказ. Рассказ о том, как не бояться и идти вперед, на что стоит обращать внимание, как не сложить руки под давление общества. Узнаем о такой интересной и многогранной профессии, как фотограф.

Мечты и реалии

DFR: Очень часто, наши детские мечты становятся реальностью во взрослой жизни. Откуда вы родом и кем хотели стать? Какая была ваша детская мечта, будущая профессия?

Иван Джикаев: Я родился в Москве, давным-давно, в 1969 году. Кем именно я хотел быть в детстве, я уже и не вспомню, но точно помню, что лет в десять, я хотел стать водителем мусоровоза. Возможно это были и не  мусоровозы, помните, были такие машины, иностранного производства, на которые я периодически натыкался, предназначенные для уборки и мытья улиц. Они мне очень нравились и мне казалось, что работать на такой машинке это полное счастье. Потом, я хотел быть профессиональным спортсменом, лыжником. В результате, я закончил Московский Физико-Технический Институт и получил диплом физика. Как часто получается, мечтаем об одном, а в итоге идет совершенно в другое русло.

С чего все началось

Фото предоставлено Иваном Джикаевым.

DFR: Часто путь может быть тернист и долог. На сколько ваша история отличается от этого высказывания, ваш путь был долог?

Иван Джикаев: Да, мой путь был долгий, лет пятнадцать, не меньше точно. После окончания института я много лет занимался high-tech бизнесом. И лет через пятнадцать, я в какой-то момент, встал в офисе из-за стола и сказал: «Я больше не вернусь!». И стал фотографом. Думаю, иногда, надо принять радикальное решение, для изменения своей жизни.

DFR: Смена работы, новые этапы жизни, фотография. Как не сломаться и идти дальше, научиться?          

Иван Джикаев: Это основной вопрос, который приходится решать в любом бизнесе. Существуют всякие школы и курсы, и даже ВУЗы, где этому обучают. Обучаться маркетингу сложно, т. к. одно дело сидеть в аудитории и слушать «бубнеж» преподавателя, не всегда понимающего современные реалии, а другое — работа в реальных условиях. Когда рекламный бюджет, и так микроскопический, так еще и  утекает сквозь пальцы. А заказчика как не было, как и нет. Можно, конечно, разобраться и «методом тыка», но, поскольку все рынки становятся все более и более насыщенными, а фотография — это очень популярная вещь, сделать это все труднее.

Заказчик – какой он

DFRКак специалисту найти своего клиента, заказчика сьемки?

Иван Джикаев: «Как фотографу найти своего заказчика» — это слишком общая постановка вопроса. Фотографу какого жанра? Fashion? Если вы не живете в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Майами, Париже, Лондоне или Милане, то лучше даже не пытаться. Москва и Санкт-Петербург, я вовсе не хочу обижать остальные города России — очень плохие места для ЗАРАБАТЫВАНИЯ ДЕНЕГ fashion-фотографией. Единственный нормальный российский fashion фотограф. Аааа, щас накинутся на меня знатоки! Елизавета Породина — живет и работает не в России.

Свадебная и семейная фотография? Разбирайтесь в рекламе в Google, Yandex  и социальных сетях. Будьте готовы к тому, что вы будете заниматься этим 80% своего времени, и тратить на рекламу 1/3 своей выручки. 

Как устроен бизнес fashion-арт или даже просто арт фотографии, общение с галереями и прочее? Об этом я не имею ни малейшего представления. В России, кстати, фотографы, которым удается зарабатывать деньги, делают это в основном путем обучения других — мастер-классы, семинары, фототуры и т. д. Но это, они пожинают плоды жизни впроголодь годами и десятилетиями, которую они вели на пути хоть к какому-то признанию. Кто? Сахаров, Разумовский, Локтев, Бордо — у меня могут быть  устаревшие данные минимум лет на 10. Это еще с тем времен, когда я жил в России.

Правильный выбор

Фото предоставлено Иваном Джикаевым.

DFR: Что на ваш взгляд является основным при выборе будущей профессии?

Иван Джикаев: На мой взгляд, самое главное в профессиональном развитии, это чтобы степень вашей свободы в жизни, с течением времени, увеличивалась и ни в коем случае не наоборот. Например, если вы физик-ядерщик, ха-ха, и вам вдруг захотелось стать сварщиком, вы взяли и стали им. А вот наоборот я сомневаюсь, что такое получится. Важны образование и кругозор, которые, могли бы дать вам возможность выбрать любую специальность, в любой момент. Когда люди говорят, например: «Я профессиональный водитель», я тихо выпадаю в осадок — а что, еще есть кто-то, кто не умеет машину водить? Кстати говоря, если вы больше ничего не умеете, то фотограф — плохая специальность. Потому, что если вам вдруг, придется перестать быть фотографом, то как вы будете себя кормить?

Выбор – не всегда очевиден

Фото предоставлено Иваном Джикаевым.

DFR: Какие самые курьезные случаи были в работе? Что запомнилось больше всего?

Иван Джикаев: Ой у меня их есть очень много. Расскажу наверное самые яркие из них.

На свадьбе, которую я снимал, подрались две flower-girls, не знаю, как это будет правильно называться по-русски, прям в проходе церкви. Их поймали, разняли, успокоили, поставили продолжать разбрасывать лепестки и они опять подрались.

Заказ на сьемку большой семьи на пляже, с бабушками, дедушками и т. д. Спрашиваю клиента, почему выбрали именно меня. Мама говорит: «У нас тут много сыновей среднего и старшего школьного возраста, они такие непослушные! Я подумала, что лучше выбрать фотографа мужчину, чтобы как прикрикнул, так все сразу успокоились и построились!»

Пара из Техаса подписывают со мной контракт о съемке их свадьбы, спрашиваю их: «Почему выбрали именно меня?» Говорят: «Дело в том, что ты постишь очень много  видео в сторис  с собой и детьми!»

Заказчик: «Мы бы хотели, чтобы вы сфотографировали нас в местах, которые, имеют для нас особую романтическую ценность: там, где он сделал мне предложение, а так же в торговом центре, на кладбище».

Снимал свадьбу в частном доме, все происходило на огромной лужайке на заднем дворе, на берегу океана, дамы в вечерних платьях, сказочный закат, в общем – красотень неописуемая! Вдруг, мы все, слышим какой то шум, клубы дыма, пожарные машины, сирены полиции. Оказалось, что фургон, на котором ехали catering service, не доехав метров двести до дома, загорелся и сгорел до тла. Да еще в добавок к этому, у них взорвался баллон с пропаном, получилось все это, ну очень зрелищно. Слава богу, никто не пострадал. В общем, со свадебным ужином катастрофа. На что невеста, не моргнув глазом, сказала: «Давайте тогда пиццу закажем, а то есть очень хочется!».

Удовольствие работая

DFR:  Любая работа должна радовать и приносить удовольствие. Что помогает двигаться, создавать и конечно получать удовольствие от работы фотографом?

Иван Джикаев: Будучи самопровозглашенным fashion-фотографом в Москве в 2007-2012 годах, мне доставляло удовольствие все — и процесс подготовки и сьемка, и конечный результат, и общение с людьми на площадке, с которыми я сотрудничал. Но, через «фазу становления», я за эти пять лет, пройти так и не успел — в доходный бизнес это так и не превратилось. Как раз именно из-за того, что меня фотография, сам процесс, и его результат,  интересовала куда больше, чем бизнес.

Потом я уехал в Америку , где я сейчас живу, недалеко от Бостона, fashion-фотографией особо много не заработаешь. Я пробовал разные жанры, и в результате, эволюционным образом, пришел к тому, что примерно с мая по ноябрь я фотографирую свадьбы, в основном это по выходным. А с декабря по март, я катаюсь на лыжах, и если я не в Юте или Колорадо, то еще по будням иногда снимаю профессиональные портреты в Бостоне.

Выглядит конечно так, будто я вообще ничего не делаю, но вот тут-то и возникают эти самые бизнес и маркетинг. Которыми я занимаюсь практически все время, когда я не сплю и не фотографирую. Ну и когда я не катаюсь на лыжах:))

Свадебные нюансы

Фото предоставлено Иваном Джикаевым.

DFR:  Кстати говоря, есть какие-то особенности в свадебной сьемке?

Иван Джикаев: В свадебной съемке ты работаешь с людьми, которые в данный момент очень счастливы. И невеста, и жених, и все вокруг, это чувство праздника очень заразно, и как только я научился вливаться в этот процесс вместе со всеми, мне стало очень нравится фотографировать свадьбы и love-стори. Конечно, свадьба свадьбе рознь, но и это большой плюс — впечатления всегда свежие. Я даже стал ловить себя на мысли, что к весне, я начинаю скучать по свадебной сьемке. И с большим нетерпением, жду, когда начнется новый свадебный сезон. 

Ну, а если говорить о профессиональных портретах. Там, во-первых деньги очень неплохие, про свадьбы я тоже, к стати, не жалуюсь. И во-вторых, все время встречаешь новых людей, которые занимаются самыми разными вещами — наукой, бизнесом, спортом, музыкой и всем-всем-всем остальным и это здорово, и очень интересно.

Начало начал

Фото предоставлено Иваном Джикаевым.

DFR:  Всегда есть ученики и учителя, опытные специалисты. Что можно порекомендовать начинающему фотографу? На что обратить свое внимание в выборе школы или учителя?

Иван Джикаев: Писатель Валентин Катаев, будучи председателем Союза писателей СССР, на встрече с молодыми авторами как-то сказал: «Если можете не писать — не пишите!». Что я хочу этим сказать, выбирайте путь фотографа только  в том случае, если не видите для себя возможности жить иначе. Еще, кстати, есть любительская фотография — когда ваше материальное положение не зависит от того, научились вы находить заказчиков или нет.

Ну, а если вы все-таки хотите стать профессиональным фотографом, то ни на минуту не забывайте, что это — бизнес. «Приход-расход». Если денег нет — все, вы умрете от голода.

И еще момент: несмотря на то, что фотография это минимум на 80% бизнес ,а то и на все 95%, эта сфера очень конкурентная. Не то, что плохим, даже средним,  или даже просто выше среднего фотографом, быть нельзя — надо быть как минимум одним из лучших. И, кроме чисто ремесленной составляющей «выдержка-диафрагма», необходимо очень серьезно работать над своим вкусом и художественным образованием.

Думайте о профессиональной фотографии как о поп-музыке: почему поп спросите вы? Потому, что вам надо, продавать свои работы при жизни. Представьте себе, что вы ходили в музыкальную школу и научились там петь и играть на музыкальных инструментах, т.е. «выдержка-диафрагма», достаточно этого, чтобы стать популярным музыкантом?

Локдаун и работа

Фото предоставлено Иваном Джикаевым.

DFR:  Если оценить в общей массе свое настроение. Можно ли сказать, что работа сделала счастливым человеком? 

Иван Джикаев: Я иммигрировал в другую страну в 43 года. Мне что, надо было начинать офисную карьеру с самого начала? Или быть может идти работать таксистом? И вот тут, мне как раз, очень повезло в жизни: мое полу-хобби, полу-специальность оказались очень кстати. Я, просто не могу себе представить, как сложилась бы моя сегодняшняя жизнь без фотографии.

И кстати, в связи с COVID-19, когда мы все год просидели по домам, я частично вернулся к тому, что любил всегда — любительской фотографии и стал снимать то, что мне нравится, а не то, что нужно, не всегда понятливому заказчику. Если интересно, то можно это увидеть на странице Instagram: @radical_portrait_photographer. И только после этого, у меня появилось ощущение, что все в жизни окончательно встало на место.

Машина времени

DFR: Пофантазируем немного. Если бы сейчас, была возможность сесть на машину времени и вернуться на 5-10 лет назад. Было бы желание, что-то изменить ,возможно работу или направление?

Иван Джикаев: Ха-ха, мне 52 года, моя жизнь 5-10 лет назад была примерно такой же, как и сейчас. Но, если бы у меня была возможность что-то изменить в своей прошлой жизни, то я уехал бы из России намного раньше. Тогда я бы поселился бы в Нью-Йорке и занялся бы fashion-фотографией.

Понимание и отрицание

Фото предоставлено Иваном Джикаевым.

DFR:  В любом деле есть свои плюсы и минусы. Интересно какие они в профессии фотографа?

Иван Джикаев: То, что одни видят плюсами, для других является минусом, по этому сказать однозначно очень сложно. Например: быть самому себе начальником. Это хорошо или нет? Вроде бы да, но и о зарплате твоей никто кроме тебя не побеспокоится.

Ну а если все же смотреть и как-либо оценивать, то на мой взгляд к плюсам можно отнести следующее:

— Полная, тотальная и абсолютная свобода действий. Я работаю, когда мне удобно, я делаю то, что мне нужно. Я не занимаюсь никакими бессмысленными глупостями, из которых любая офисная работа состоит на 80%.

— Все время встречаюсь с новыми людьми. Я работаю на научных и бизнес-конференциях, на выставках и концертах, а это, я все отношу к бизнес-фотографии, я снимаю профессоров Гарварда и MIT и т. д. Это все очень интересно!

— Моя работа очень разнообразна и подвижна, я все время на ногах, много на улице, а это свежий воздух. Думаю это гораздо лучше, чем сидячая работа в офисе.

Безусловно, минусы есть в том числе, и опять же, повторюсь, для кого-то это может быть наоборот:

— Нет возможности сачкануть, большая ответственность все время.  Тут как говориться, как потопаешь, так и полопаешь.

— В силу американской специфики, я сам плачу за медицинскую страховку своей семьи, а это, ежемесячно, почти столько же, сколько я беру за одну свадьбу. Крупные компании получают «скидку» и на каждого получается намного дешевле, почти типа в 10 раз. А это очень большие расходы, по сравнению, с работой в крупной компании. Но зато все, что заработал — все мое.

— Заказчики. Речь идет о тех, кто только пост-фактом узнают, что у разных фотографов, бывают разные фотографии. Блокировал бы таких, но нельзя — репутация пострадает и тогда никаких не будет. У меня в контракте есть пункт: перед подписанием вы ОБЯЗАНЫ посмотреть мое портфолио и принять, что ваши фотографии будут выглядеть примерно также. Но нет же, как об стену горох, а потом у них начинается. 

История жизни, история перемен, история успеха. Слушая Ивана, понимаешь, что порой, надо просто сделать шаг, не бояться, а закрыв глаза рискнуть. Его энергетика заряжает, слушая, понимаешь, ты можешь так же! Главное делать, не сидеть на месте. Курьезы из работы, заставляют смеяться, представлять себя теми героями. Его работы открыты, красивы, нежны и наполнены любовью. Любовью к жизни, людям, семье и детям, любовью к искусству и красоте, и конечно к фотографии.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76