Эстетика некрасивого: феномен «уродливой моды»

«Нет ничего более скучного,
чем красота».
Dries Van Noten, дизайнер

Эти вещи напрочь лишены изящества линий и, кажется, созданы для того, чтобы уродовать, а не украшать. Рискнувшие их надеть вряд ли будут поняты, но точно не останутся без внимания. Но факт остается фактом: несмотря на свою несуразность, ugly fashion уверенно марширует по миру моды, находя все больше приспешников.


Пиджаки и пальто, словно с чужого плеча, неудобные джинсы, безумные цветовые сочетания, нарочито помятые и небрежные вещи, ассиметрия, чрезмерность и гипертрофированность, несуразная обувь вроде кроксов и биркенштоков – странно, но эти вещи становятся для нас все более привычными, и мы, кажется, и заметить не успели тот момент, когда они перекочевали с подиумов в наши гардеробы.

Эстетика некрасивого: феномен «уродливой моды»
IGOR GULYAEV (Photo by Oleg Nikishin/Artefact)

Как же так произошло, что ugly fashion (уродливая мода) вызывает все меньше удивления и все чаще встречается в повседневной жизни? Откуда появилось это понятие и, самое главное, зачем? По словам тренд-аналитика Меган Коллинз, красота – в глазах смотрящего, а «уродливая мода» означает, что ты не такой, как все, твоя одежда отличается от общепринятой, ты – уникальный. Очень привлекательная мысль для любого модника, не правда ли?

Может показаться, что этот тренд – исключительно модное веяние современности, однако, если копнуть глубже, окажется, что тяга к общепринято некрасивому уходит далеко вглубь истории и касается не только мира моды.

Эстетика некрасивого: феномен «уродливой моды»
Gosha Rubchinskiy and Burbery (photo by Gosha Rubchinskiy)

Так, к примеру, в XVIII веке во Франции в моду вошел цвет под названием caca-dauphin – оттенок коричневого, повторяющий окраску… кхм… испражнений новорожденного принца Луи-Джозефа, сына короля Луи XVI и Марии Антуанетты. По словам историка Кэролин Пернел, представители знати носили его не только для того, чтобы выразить поддержку монарху, но и продемонстрировать, насколько они модные и современные.

Помимо этого, история насчитывает многочисленные примеры «уродства» в архитектуре и искусстве. Например, написанный в 1513 году художником Квентином Масси потрет Маргариты Австрийской под названием «Пожилая дама», но более известный как «Уродливая герцогиня», изображает женщину с искаженными пропорциями и пользуется огромной популярностью в Национальной галерее Лондона.

Эстетика некрасивого: феномен «уродливой моды»
ALEXANDER ARUTYUNOV Коллекция осень-зима 2017/2018

Эта картина иллюстрирует любопытный факт, что уродство совершенно не обязательно отвратительно, и здесь можно привести и более современные примеры. Во Франции существует концепция jolie-laide, — женщины, которая считается одновременно уродливой и красивой, преподносящая красоту как сложный спектр, а не двоичный. Следовательно, можно предположить, что уродство также субъективно, как и красота.

Новый виток моды на уродливые вещи произошел с появлением стиля нормкор, который с присущими для него удобством и стремлением не выделяться обезличил своих почитателей, что и привело к закономерному желанию придумать что-то новое, что позволило бы вдохнуть новую жизнь в сферу моды и подчеркнуть свою индивидуальность. А благодаря росту популярности Instagram и модных блогеров это явление приобрело эффект взорвавшейся бомбы – если не все, то очень многие стали считать прекрасным то, что еще недавно сочли бы ужасным.

Эстетика некрасивого: феномен «уродливой моды»
Хлоя и VIVICOXY Коллекция весна-лето 2018

Ведущие дизайнеры не упускают возможности проявить себя на этом поприще. Творения Алесcандро Микеле для Gucci, дизайнеров Balenciaga и Vetemens трудно вписать в понятие красоты, однако их элементы и интерпретации находят своих почитателей. Среди российских дизайнеров, работающих в этом направлении, ярким представителем является Гоша Рубчинский, который активно пропагандирует эстетику 90х. Главное отличие Рубчинского в том, что его одежда совершенно применима в повседневной жизни, тогда как, по признанию Алессандро Микеле, по его подиуму дефилируют сказочные персонажи.

Красота становится скучной. Ее слишком много и она уже попросту не запоминается. Уродство узнаваемо, его тяжело скопировать и повторить. Ugly fashion помогает сохранить и подчеркнуть свою исключительность. Ее не нужно бояться, нужно просто научиться видеть тренды и адаптировать их для себя. Новшества всегда вызывают опасения и даже отвержение, но со временем мы начинаем видеть в них свою прелесть.

Эстетика некрасивого: феномен «уродливой моды»
Alena Akhmadullina

Сейчас у модников есть уникальная возможность проявить свою непохожесть и индивидуальность в полной мере, быть не такими, как все. Новая модная эпоха дарит свободу для творчества, снимает какие-либо ограничения и пересматривает понятие идеального. С развитием этих тенденций можно с уверенностью сказать, что уродливое еще никогда не было таким прекрасным.

Татьяна Прищепо

Автор-стажер

ПО ВОПРОСАМ СТАЖИРОВКИ: [email protected]

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76