«Нет ничего более скучного,
чем красота».
Dries Van Noten, дизайнер
Эти вещи напрочь лишены изящества линий и, кажется, созданы для того, чтобы уродовать, а не украшать. Рискнувшие их надеть вряд ли будут поняты, но точно не останутся без внимания. Но факт остается фактом: несмотря на свою несуразность, ugly fashion уверенно марширует по миру моды, находя все больше приспешников.
Пиджаки и пальто, словно с чужого плеча, неудобные джинсы, безумные цветовые сочетания, нарочито помятые и небрежные вещи, ассиметрия, чрезмерность и гипертрофированность, несуразная обувь вроде кроксов и биркенштоков – странно, но эти вещи становятся для нас все более привычными, и мы, кажется, и заметить не успели тот момент, когда они перекочевали с подиумов в наши гардеробы.

Как же так произошло, что ugly fashion (уродливая мода) вызывает все меньше удивления и все чаще встречается в повседневной жизни? Откуда появилось это понятие и, самое главное, зачем? По словам тренд-аналитика Меган Коллинз, красота – в глазах смотрящего, а «уродливая мода» означает, что ты не такой, как все, твоя одежда отличается от общепринятой, ты – уникальный. Очень привлекательная мысль для любого модника, не правда ли?
Может показаться, что этот тренд – исключительно модное веяние современности, однако, если копнуть глубже, окажется, что тяга к общепринято некрасивому уходит далеко вглубь истории и касается не только мира моды.

Так, к примеру, в XVIII веке во Франции в моду вошел цвет под названием caca-dauphin – оттенок коричневого, повторяющий окраску… кхм… испражнений новорожденного принца Луи-Джозефа, сына короля Луи XVI и Марии Антуанетты. По словам историка Кэролин Пернел, представители знати носили его не только для того, чтобы выразить поддержку монарху, но и продемонстрировать, насколько они модные и современные.
Помимо этого, история насчитывает многочисленные примеры «уродства» в архитектуре и искусстве. Например, написанный в 1513 году художником Квентином Масси потрет Маргариты Австрийской под названием «Пожилая дама», но более известный как «Уродливая герцогиня», изображает женщину с искаженными пропорциями и пользуется огромной популярностью в Национальной галерее Лондона.

Эта картина иллюстрирует любопытный факт, что уродство совершенно не обязательно отвратительно, и здесь можно привести и более современные примеры. Во Франции существует концепция jolie-laide, — женщины, которая считается одновременно уродливой и красивой, преподносящая красоту как сложный спектр, а не двоичный. Следовательно, можно предположить, что уродство также субъективно, как и красота.
Новый виток моды на уродливые вещи произошел с появлением стиля нормкор, который с присущими для него удобством и стремлением не выделяться обезличил своих почитателей, что и привело к закономерному желанию придумать что-то новое, что позволило бы вдохнуть новую жизнь в сферу моды и подчеркнуть свою индивидуальность. А благодаря росту популярности Instagram и модных блогеров это явление приобрело эффект взорвавшейся бомбы – если не все, то очень многие стали считать прекрасным то, что еще недавно сочли бы ужасным.

Ведущие дизайнеры не упускают возможности проявить себя на этом поприще. Творения Алесcандро Микеле для Gucci, дизайнеров Balenciaga и Vetemens трудно вписать в понятие красоты, однако их элементы и интерпретации находят своих почитателей. Среди российских дизайнеров, работающих в этом направлении, ярким представителем является Гоша Рубчинский, который активно пропагандирует эстетику 90х. Главное отличие Рубчинского в том, что его одежда совершенно применима в повседневной жизни, тогда как, по признанию Алессандро Микеле, по его подиуму дефилируют сказочные персонажи.
Красота становится скучной. Ее слишком много и она уже попросту не запоминается. Уродство узнаваемо, его тяжело скопировать и повторить. Ugly fashion помогает сохранить и подчеркнуть свою исключительность. Ее не нужно бояться, нужно просто научиться видеть тренды и адаптировать их для себя. Новшества всегда вызывают опасения и даже отвержение, но со временем мы начинаем видеть в них свою прелесть.

Сейчас у модников есть уникальная возможность проявить свою непохожесть и индивидуальность в полной мере, быть не такими, как все. Новая модная эпоха дарит свободу для творчества, снимает какие-либо ограничения и пересматривает понятие идеального. С развитием этих тенденций можно с уверенностью сказать, что уродливое еще никогда не было таким прекрасным.