О пути к мечте и творчестве. Разговор с художником и дизайнером из Карелии, создающим деревянные произведения искусства.
Нет слов, как я искренне люблю дерево, его силу и структуру. Но больше меня поражают люди, которые могут работать с таким грубым материалом, и создавать нечто, радующее глаз. Знакомство с работами мастера произошло, как всегда, совершенно случайно. Меня словно загипнотизировали! Панно, напольные скульптуры, зеркала – все из разных пород дерева, словно околдовывают своими рельефами, выемками, орнаментами, цветом… И вот, вы уже влюбились!
Мастера зовут Дмитрий, родом он с Урала, но живет и творит в пригороде Петрозаводска, с очень любопытным названием – Заозерье, как сказал сам герой: «почти Зазеркалье». Мы поговорили о творческом процессе, вдохновении и мечтах. Результат можете уже узреть!

Расскажите о детстве. Каким вы были ребенком? Читала, что в вашей семье все что-то делали руками. Кто-то показывал вам азы столярного мастерства?
Я рос мечтательным ребенком, любил рисовать и мастерить, а семья меня всегда в этом поддерживала. Художников или ремесленников среди нас не было, но каждый умел что-то делать своими руками. Поэтому столярные навыки я перенял самым непосредственным образом – просто наблюдая.
Какую профессию вы получили? Как пришли к собственному делу?
В 1994 году в моей школе уже был Adobe Photoshop, а преподаватель по информатике, заметив мою любовь к рисованию, обучил им пользоваться. Позже, уже будучи студентом филфака, я стал подрабатывать дизайнером. Так состоялся мой выбор профессии и последующие 20 лет были посвящены графическому дизайну. Столярное дело захватило меня не сразу. Как-то раз, еще в самом начале нулевых, мне в руки попало шикарное издание с фотографиями интерьеров деревянных домов в стиле Art&Сraft. Для меня стало настоящим открытием, какой уютной и красивой может быть обстановка, наполненная мебелью ручной работы. Книгу я приобрел позже, но именно в тот момент решил — обязательно сделаю что-то подобное для своего дома. Стал собирать информацию, выписывать журналы, смотреть видео-уроки. Постепенно обзавелся инструментом, а затем и небольшой мастерской, создавая различные проекты «для себя».
Значительно позже, уже в 2023 году пришла идея монетизировать мое увлечение, объединив навыки дизайна и столярного мастерства. Первой пробой стал дизайнерский скворечник с лакированным под канадский орех фасадом, темно-серыми стенками и откидной крышкой на петлях. Рассчитывал я, прежде всего, на любителей птиц со вкусом, но думаю, что и скворцы его бы тоже оценили, так как сделан он был по всем правилам. К сожалению, себестоимость оказалась слишком высокой для продажи, поэтому скворечник так и остался в единственном экземпляре.
Следующим поворотным моментом в поиске идей для моих проектов стало знакомство с одной работой нашего соотечественника, художника и мастера Дениса Милованова — скульптурой из бруса с фактурными следами бензопилы. Тогда меня озарило: вот, что я хочу делать! Создавать арт-объекты из дерева, где важен не функционал, а эстетика. Так я практически сходу переключился на художественные скульптуры и панно, наполняя их собственными смыслами.

Были ли моменты или переживания, которые вы пронесли через все этапы взросления, и которые повлияли на ваше творчество сейчас?
Был один случай еще в далеком детстве. Как-то я пришел в детский сад после больничного, а в этот день дети писали цифры. Очень красивые, плавные, с наклонном. Ребята уже умели это делать, а я все пропустил и с первого взгляда понял, что мне с заданием не справиться. В итоге я нашел нестандартный выход: вспомнил, как сидя дома, выводил цифры индекса на конверте и повторил их угловатое начертание на своем листе. Воспитательница не приняла мою работу, а мне она очень понравилась. С тех пор, как мне кажется, я усвоил важный урок, который помогает мне и сейчас: иногда «неправильный» путь может стать способом найти твой стиль.
Чем вы вдохновляетесь? Есть какие-то необычные источники вдохновения?
Мой самый необычный источник — воображаемая «книга» в моей голове. В ней нет сюжета, но есть целый мир с образами, которые я переношу на дерево. Этот мир со мной давно и я ощущаю его почти как реальный, поэтому мне легко черпать из него все, что угодно: линии, формы, текстуры, цвета.


Названия работ с отсылками к произведениям литературы, и вообще интересные названия, как они приходят? В процессе или же после?
Названия часто приходят в процессе, когда я вдруг понимаю, о чем моя новая работа. Изредка я задаю себе тему заранее и тогда имя может появиться раньше самого панно. Называние и описание новой работы — это еще одно, совершенно особенное удовольствие и очень важный этап создания.

С чего начинается работа над панно? Опишите процесс выбора материала, цвета, и идеи.
Сначала рисую множество набросков. Изучаю их, выбираю лучшие и снова рисую до тех пор, пока не останется один — тот самый. В первую очередь такой рисунок должен вызывать у меня эмоциональный отклик, но одновременно я смотрю на задачу и как дизайнер, думаю о контексте, в котором будет существовать будущая работа. Выбор материала зависит от техники: для грубых текстур беру сосну или ель, для тонкой резьбы — липу, а также от параметров конкретного проекта.

Какие инструменты для вас наиболее важные? Расскажите об эффектах, достигаемых с помощью инструментов.
Болгарка с грубым рашпильным диском и легкий резчицкий нож. Мощный электроинструмент дает стремительный эффект, из под него получается живой, спонтанный рисунок, полный случайных линий и текстур. Настоящая импровизация! С другой стороны — тонкий резак, которым я могу прорабатывать рисунок сантиметр за сантиметром, очень медленно, спокойно, в полной тишине.

Может быть есть ваши оригинальные техники?
Возможно, сочетание некоторых приемов можно назвать оригинальным, но скорее всего, мне просто еще не встречались аналогичные. Сила и оригинальность моих работ не столько в технике, сколько в сюжетах, характере линий и форм. Опять же, возможно я просто еще не знаком, но я пока не видел подобных работ. По крайней мере, среди российских мастеров. Такую же оценку я неоднократно слышал и от представителей индустрии.

Помимо панно у вас есть и работы созданные в коллаборациях. Какими из них вы особенно гордитесь?
Коллаборации — вопрос для меня сложный. Мне нравится уединение и независимость, но я с удовольствием участвую в общих проектах со своими изделиями. Например, в сентябре мое панно будет украшать большой тематический стенд на выставке «Русский дом».

О чем вы мечтаете?
Мечтаю и дальше идти по пути художника. Это означает совершенствовать свой стиль, рассказывать о своем так, чтобы это было интересно людям, делиться своими навыками.

Расскажите о планах на будущее.
В первую очередь, буду продолжать участвовать во всевозможных выставках, работать в проектах совместно с интерьерными дизайнерами, создавать работы для продажи через галереи предметного дизайна и выходить на рынок современного искусства. Есть планы по расширению мастерской. Хочется также поэкспериментировать с материалами. И самое главное: продолжать развивать свои собственные сюжеты и стиль.
Ознакомиться с работами можно по ссылкам:
dmitrydubrovin.ru
https://vk.com/dmitrydubrovin_ru
https://t.me/dmitrydubrovin_ru