Блогеры – всадники апокалипсиса? Тамара Руцкая о губительной стороне моды

В начале 90х годов, чтобы описать бизнес модель Zara, появился термин «быстрая мода». Именно доминирование этой модели, изменившее фэшн-индустрию до неузнаваемости, стало причиной того, что мода стала одним из самых опасных явлений на Земле. 


Суть этой бизнес-модели ясна, понятна, да и знакома всем нам в быту: быстрое производство дешёвого товара,  соответствующего трендам. Благодаря такому подходу Zara в свое время вырвалась вперёд и очень быстро преуспела, а многие крупные игроки рынка, как TopShop или Mammut, добились того, что между рождением эскиза и появлением готового продукта проходила всего пара недель. 

Это для тех, кто ограничен бюджетом, но «хочет менять вещи так же часто как помаду» — писало в 1989 году издание The New YorkTimes. Казалось бы, что в этом плохого? Концерны одели массы в дешевую одежду, да и вообще изменили поведение потребителя, и он начал покупать больше вещей. А значит, и люди стали зарабатывать лучше. Подумаешь, увеличились выбросы парниковых газов. Подумаешь, стало больше мусора. 

Необузданный конь по имени Товарооборот

Последствия быстрой моды угнетают любого, кто захочет в них разобраться и вникнуть. Помимо мусора эта бизнес-модель породила дешевый наёмный труд с очень плохими условиями. Конечно, не плантация с рабами, но тоже мало чего хорошего. И если вы думаете, что знаете о плохих рабочих условиях все, то я вас смогу удивить. 

К тому же качество одежды стало просто вопиюще низким. И это понятно, ведь быстрота производства и дешевизна вышли на первое место. Но самое печальное — цикл жизни такой вещи. После пары носок одежда, созданная подобным образом, отправляется в урну, оттуда — на свалку. Затем у неё один путь, если никто ничего не предпримет — стать загрязнением. 

Не спасает ни благотворительность, ни стоки. Поток слишком активный и большой. К тому же игроки, занятые в быстрой моде — крупные энергетические потребители. Они самые настоящие пожиратели ресурсов. Если это положение дел не изменить, если не остановить производственный процесс, Земля задохнется от изобилия текстильного мусора. 

Виновники конца света

К сожалению, спрос на одноразовую одежду огромен. Чтобы исправить ситуацию, нужно менять потребительское поведение. Поощрять покупателей качественных, пусть и дорогих вещей. Всячески рекламировать экологичные материалы, такие как крапива, рами, хлопок. Многие производители используют эко-маркировки в информационном просвещении. 

Кто же виноват в происходящем, кого наказывать или наставлять на путь истинный? Конечно, виноваты мы с вами, сами производители, а ещё блогеры, медиа, да вообще все, кто имеет выход в информационное пространство. Только вдумайтесь, стилисты в погоне за заработком с радостью рекламируют новые кофточки  китайского онлайн-ретейлера Shein. А между прочим, на его сайте ежедневно появляется до 5 тыс. новых наименований. 

Нет сомнений, блогеры, развлекательные видео-платформы, лидеры мнений — все это катализаторы успеха модели fast fashion. Помните видео с переодеваниями и огромным количеством одежды? Качественная тут не нужна, достаточно дешевой. Когда началась пандемия короновируса, а люди закрылись в домах, молодые модники развлекались только такими съемками. 

Остановите Планету, я сойду 

Добавьте к блогерам инфлюенсеров, разные системы скидок и баллов, которые созданы для стимуляции продаж. Большинство вещей крупных концернов — это неперерабатываемый полиэстер, который не сможет даже сгнить в недрах Земли. Что делать со всем этим добром? 

Да, курс на цифровизацию одежды, виртуальные примерки и эко-политику помогает немного развеять сгущающиеся тучи перспектив. Но достаточно ли этого? Лично я уверена, что нет. Нужно менять потребительское поведение и делать это без раскачки. А сразу. 

Большое количество блогеров, за которыми идут, направляют свои силы в цифровом мире на настоящую трансформацию мира. Они оказывают глобальное воздействие. Поэтому нельзя недооценивать влияние лидеров мнений. Таким образом мы ведь можем не только удовлетворять личные потребности, например, зарабатывать деньги, но и останавливать разрушения, менять мир к лучшему. 

Тамара Руцкая

CEO (Главный Редактор)

Журналист, PR-стратег, автор книги "Творческая журналистика в индустрии моды". По всем вопросам: [email protected]

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76