Антропоморфы в автомобилестроении: почему недорогие машины похожи на людей

Милые «мордочки» машин и распахнутые глазки-фары… Все это хорошо работает, но только до определенного ценового сегмента. На какую аудиторию рассчитан «очеловеченный» транспорт и почему дорогие машины больше похожи на гробы – читайте подробности.


Антропоморф – что это за зверь?

Обратимся к «Википедии». Антропоморфизм – перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, животных, растения, природные явления, сверхъестественных существ, абстрактные понятия.

Если ещё проще, то антропоморфизм – это похожесть объекта на человека или на части тела человека.

Многие промышленные дизайнеры, впервые столкнувшиеся с возможностью антропоморфизма, осознают, что получили волшебный инструмент, и начинают его использовать практически во всех своих проектах. Дело в том, что, по исследованиям учёных, для распознавания эмоций на человеческом лице нужно 100 миллисекунд, и антропоморфный образ помогает быстро привлечь внимание к разрабатываемому объекту. Но существует и обратная сторона, когда образы человека проявляются не вовремя, пугающе, не к месту. Смотрите пример с салоном автомобиля.

Антропоморфы в автомобилестроении: почему недорогие машины похожи на людей
uteufo.ru

Если разложить автомобили по ценовым и гендерным категориям, мы заметим удивительную особенность. Автомобили, ориентированные на женщин, только начинающих свою водительскую карьеру, имеют усиленные признаки дитя: большие округлые фары, «улыбающийся» бампер, мягкие гладкие обводы кузова, напоминающие младенца. Суть в том, чтобы «средство повышенной опасности», визуально сделать не таким опасным.

Для начинающих водителей мужского пола делают небольшие недорогие автомобили, имеющие признаки более «взрослых» дорогих авто. Часто такие автомобили похожи на подростков. Пример – Opel Mokka или Ford EcoSport.

Антропоморфы в автомобилестроении: почему недорогие машины похожи на людей
wallpaper.mob.org

Автомобили среднего ценового сегмента часто имеют более выраженные «нахмуренные брови» и более узкие «глаза», и все «тело» автомобиля часто напоминает напряжённые мышцы. При этом китайский автопром пытается применять агрессию чуть ли не во всех своих авто всех сегментов. Возможно, китайский рынок имеет отличные от европейского социокультурные особенности.

Антропоморфы в автомобилестроении: почему недорогие машины похожи на людей
auto.ru

Автомобили стоимостью выше среднего начинают визуально снижать агрессию, при этом увеличиваясь в размерах и становясь визуально более расслабленными.

Антропоморфы в автомобилестроении: почему недорогие машины похожи на людей
zr.ru

И лакшери, премиум сегмент выглядит часто совершенно не агрессивно, но имеет максимальные допустимые размеры, спокойные выверенные продолжительные линии кузова и часто выглядят как скульптуры, которые хороши сами по себе и которым ехать никуда не нужно вовсе. Они уже там, где должны быть. И ещё одна характерная особенность самого дорогого сегмента – наименьшее применение антропоморфизма. Чаще такие автомобили (особенно их интерьеры) похожи на хорошо и дорого обставленный кабинет из доцифровой эпохи.

Ещё одно исследование учёных говорит о том, что чрезмерное использование антропоморфов и компьютерной графике может оттолкнуть зрителя. Выяснилось, что кассовые сборы фильмов, где использована компьютерная графика с недостаточно качественной проработкой эмоций и отрисовкой «настоящих» выразительных глаз объекта, вызывает у зрителя настороженность и ощущение обмана.

Из всего вышенаписанного можно сделать вывод о том, что использование антропоморфов уместно в строго определенных контекстах и чаще всего не подходит для премиум-сегмента. Премиум сегмент с его отсылкой к вечности чаще всего похож на надгробие, ритуальную атрибутику, которой двигаться по определённым причинам никуда не нужно. Также в премиальном сегменте стоит говорить скорее не об антропоморфизме, а о биоморфизме. В чем отличие – расскажу в отдельной статье.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76