Российская модель Анастасия Хозисова обвиняет бренд Ralph Lauren, с которым работала больше 10 лет, в мошенничестве. Анастасия уверена, что бренд незаконно использует её фотографии в магазинах по всему миру без выплаты компенсации.
Её фотографии используются в магазинах Ralph Lauren в Москве и Нью-Йорке, а также в ресторане Polo Bar. Еще один ответчик — компания HBO, которая использовала изображения модели в своем документальном фильме «Very Ralph». Модель уверяет, что все эти фотографии используются не в тех целях, на которые она соглашалась. В качестве компенсации Анастасия просит $20 млн.
Самого иска в открытом доступе нет, поэтому было бы интересно почитать модель-релиз, который Анастасия подписывала.
Три главных условия релиза: цель, территория и срок. Опытные модели подписывают релиз для определённой рекламы, чтобы бренд не использовал её изображения «для всего, чего душа пожелает». Если бренд хочет использовать рекламу дольше, то обычно «покупается» продление срока или расширение. Модель может отозвать свой релиз. Да, возможно придется возместить убытки или заплатить штраф (если он был в релизе), но такое право есть.
Также нужно помнить, что согласие на использование не требуется, если модель “позировала за плату”. Поэтому, если Анастасии заплатили за съемку и она не подписала релиз с желаемыми условиями — бренд получил право использовать фотографии как он пожелает во всем мире на какой угодно срок. При таком варианте можно поднять скандал в СМИ, но шансы на победу в суде очень и очень малы.
Еще один вариант — доказать, что модель была «со-автором фотографии» вместе с фотографом, и у неё также должны были забрать авторские права. Опытные юристы всегда это указывают в договоре (на всякий случай). Но и без этого пункта довольно сложно доказать, что оригинальной позой модель «внесла творческий вклад в фотографию», а не просто выполняла инструкции фотографа.