Цифровая зависимость: что о ней нужно знать дизайнеру

Опубликовано главное исследование интернета за 2022 год. Чем эти данные могут быть полезны для специалиста по визуальным коммуникациям? Давайте разбираться.


По данным Global digital report 2023, сегодня в мире насчитывается 5,16 миллиардов пользователей интернета, а это означает, что 64,4% всего населения мира уже находится в сети. Текущие тенденции предполагают, что к концу 2023 года около 2/3 населения мира будут пользователями интернета.

6 часов 37 минут в день проводит в сети среднестатистический пользователь. Человек трудоспособного возраста в настоящее время тратит более 2,5 часов в день на социальные платформы.

Цифровая зависимость: что о ней нужно знать дизайнеру

Среди социальных сетей в 2022 году TikTok стал лидером по среднемесячному времени на человека. В период с января по декабрь прошлого года пользователи Android-приложения платформы коротких видео тратили в среднем почти 23,5 часа в месяц.

Средний пользователь мобильного телефона теперь проводит более 5 часов в день, пользуясь своим телефоном.

Статистика – суровая наука. Чем же могут помочь дизайнеру эти данные?

Цифровая зависимость: что о ней нужно знать дизайнеру

Главное – пониманием того, что все вокруг подключены к сети, и сеть отказывает влияние на восприятие и поведение людей.

Предвидится более острая борьба производителей мультимедийного контента за внимание пользователей. Каждая платформа различными способами привлекает новых и удерживает уже существующих пользователей.

Время, проводимое пользователями в режиме онлайн, растет каждый год. Полученные авторитетными исследовательскими организациями данные позволяют специалистам в сфере психиатрии прийти к неутешительному выводу о том, что большинство активных пользователей интернета испытывает синдром интернет-зависимости. 18 мая 2013 г. Американская психиатрическая ассоциация признала данную зависимость заболеванием. Начиная с 2013 г., мировое научное сообщество стало использовать новое понятие – цифровая зависимость. Она напрямую связана с нейрофизиологией, с влиянием на работу головного мозга. Психологи устанавливают связь между чрезмерным использованием цифровых устройств и изменением личностных характеристик.

Цифровая зависимость: что о ней нужно знать дизайнеру

В педагогике исследуется влияние цифровых устройств на академическую успеваемость. Цифровое слабоумие (digital dementia) является прямым следствием цифровой зависимости и заключается в сложности решения жизненных задач без использования интернета. Любой вопрос порождает желание обратиться за ответом к смартфону. Деменция есть прогрессирующая потеря когнитивной (мыслительной) функции. Цифровая деменция, по Шпитцеру, есть чрезмерное использование цифровых устройств, приводящее к разрушению познавательных способностей. Из этого следует, что с каждым годом когнитивные способности онлайн-пользователей будут снижаться. Это, в частности, проявляется в таком пагубном явлении, как «Фаббинг». Этот термин появился в мае 2012 года в Университете Сиднея. Фаббинг (phubbing; от англ. phone – «телефон» и snubbing – «пренебрежительное отношение») – привычка постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником.

Цифровая зависимость: что о ней нужно знать дизайнеру

Цифровая зависимость ведет к снижению времени и качества живого общения между людьми. Человек с большей охотой задаст вопрос поисковику, нежели другому человеку. На основе данной информации мы можем сделать вывод, что люди начинают все чаще обращаться к смартфону, компьютеру или другому техническому средству за получением информации или развлекательным контентом. Обладая этим знанием, современный дизайнер должен осознавать новую проблематику в проектировании контента для интернет-зависимых пользователей.

В своей статье 2017 года «Утечка мозгов: присутствие смартфона снижает когнитивные способности» Адриан Вард, Кристен Дюк, Айлет Гнизи и Мартен В.Б. исследовали тему влияния находящегося в непосредственной близости смартфона на решение логических задач и вывели
новый термин, получивший название синдром высушенного мозга.

График исследования выглядит следующим образом: В 2017 году профессор Хюн Сук Сео (Hyung Suk Seo) (Сеул, Южная Корея) доказал, что биохимические изменения головного мозга людей с
интернет-зависимостью идентичны изменениям в мозге наркозависимых. Изменения в работе нейромедиаторов значительным образом проявились в зонах головного мозга, отвечающих за импульсивное поведение и чувство тревожности. Также было зафиксировано снижение количества нервных связей между клетками коры мозга на 10–20 процентов. Из этих данных следует, что людям с каждым днем становится все труднее решать по-настоящему сложные интеллектуальные задачи.

Цифровая зависимость: что о ней нужно знать дизайнеру

Многие пользователи интернета настолько привыкают к получению быстрого удовольствия, что начинают проецировать эту привычку на весь потребляемый контент. Соответственно, предпочтение отдается более легкому, примитивному и понятному с первого взгляда или клика контенту. Этому также способствует огромный информационный поток, транслирующийся с экранов телефонов и компьютеров. Пользователи предпочитают сложным конструкциям простые и понятные картинки. Не зря на главную арену за эти годы стремительно вырвались такие сервисы, как TikTok, Coub и минутные видео и Stories в «инстаграме» (по сути, аналог телевидения). Объем потребляемой информации растет с каждым годом, при этом затраты на получение информации снижаются. Это приводит к тому, что примитивный контент занимает главные позиции в онлайн-пространстве.

Графический дизайнер, как специалист по визуальным коммуникациям, обязан понимать эти тенденции в потреблении контента и уметь интегрировать эти данные в свои макеты.

Цифровая зависимость: что о ней нужно знать дизайнеру

Резюмируем:

  1. Выросло время, которое может потратить на ваше рекламное сообщение потенциальный зритель.
  2. Зрителю необходимо донести информацию максимально дозированно и доступно, в понятном для перегруженного мозга виде, чтобы не вызвать отторжения у пользователя сети.
  3. Необходимо добиться внимания зрителя, миновать его естественный рекламный файрволл, пробить рекламный щит.
  4. Необходимо в огромном потоке информации достичь запоминаемости рекламного образа.
  5. Обойти «синдром высушенного мозга».
  6. Заставить зрителя совершить необходимое рекламодателю действие.
  7. Вызвать у пользователя при помощи интересного контента прилив дофамина.

Итак, контент примитивизируется, для большинства пользователей нужны яркие сильные раздражители. Если обеспечить всплески дофамина и получение мгновенной выгоды, это повысит эффективность визуальной коммуникации с пользователями сети. Как это сделать – рассмотрим примеры в ближайших статьях.

Все фотографии взяты из первоначального источника (исследования).

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76