Опубликовано главное исследование интернета за 2022 год. Чем эти данные могут быть полезны для специалиста по визуальным коммуникациям? Давайте разбираться.
По данным Global digital report 2023, сегодня в мире насчитывается 5,16 миллиардов пользователей интернета, а это означает, что 64,4% всего населения мира уже находится в сети. Текущие тенденции предполагают, что к концу 2023 года около 2/3 населения мира будут пользователями интернета.
6 часов 37 минут в день проводит в сети среднестатистический пользователь. Человек трудоспособного возраста в настоящее время тратит более 2,5 часов в день на социальные платформы.

Среди социальных сетей в 2022 году TikTok стал лидером по среднемесячному времени на человека. В период с января по декабрь прошлого года пользователи Android-приложения платформы коротких видео тратили в среднем почти 23,5 часа в месяц.
Средний пользователь мобильного телефона теперь проводит более 5 часов в день, пользуясь своим телефоном.
Статистика – суровая наука. Чем же могут помочь дизайнеру эти данные?

Главное – пониманием того, что все вокруг подключены к сети, и сеть отказывает влияние на восприятие и поведение людей.
Предвидится более острая борьба производителей мультимедийного контента за внимание пользователей. Каждая платформа различными способами привлекает новых и удерживает уже существующих пользователей.
Время, проводимое пользователями в режиме онлайн, растет каждый год. Полученные авторитетными исследовательскими организациями данные позволяют специалистам в сфере психиатрии прийти к неутешительному выводу о том, что большинство активных пользователей интернета испытывает синдром интернет-зависимости. 18 мая 2013 г. Американская психиатрическая ассоциация признала данную зависимость заболеванием. Начиная с 2013 г., мировое научное сообщество стало использовать новое понятие – цифровая зависимость. Она напрямую связана с нейрофизиологией, с влиянием на работу головного мозга. Психологи устанавливают связь между чрезмерным использованием цифровых устройств и изменением личностных характеристик.

В педагогике исследуется влияние цифровых устройств на академическую успеваемость. Цифровое слабоумие (digital dementia) является прямым следствием цифровой зависимости и заключается в сложности решения жизненных задач без использования интернета. Любой вопрос порождает желание обратиться за ответом к смартфону. Деменция есть прогрессирующая потеря когнитивной (мыслительной) функции. Цифровая деменция, по Шпитцеру, есть чрезмерное использование цифровых устройств, приводящее к разрушению познавательных способностей. Из этого следует, что с каждым годом когнитивные способности онлайн-пользователей будут снижаться. Это, в частности, проявляется в таком пагубном явлении, как «Фаббинг». Этот термин появился в мае 2012 года в Университете Сиднея. Фаббинг (phubbing; от англ. phone – «телефон» и snubbing – «пренебрежительное отношение») – привычка постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником.

Цифровая зависимость ведет к снижению времени и качества живого общения между людьми. Человек с большей охотой задаст вопрос поисковику, нежели другому человеку. На основе данной информации мы можем сделать вывод, что люди начинают все чаще обращаться к смартфону, компьютеру или другому техническому средству за получением информации или развлекательным контентом. Обладая этим знанием, современный дизайнер должен осознавать новую проблематику в проектировании контента для интернет-зависимых пользователей.
В своей статье 2017 года «Утечка мозгов: присутствие смартфона снижает когнитивные способности» Адриан Вард, Кристен Дюк, Айлет Гнизи и Мартен В.Б. исследовали тему влияния находящегося в непосредственной близости смартфона на решение логических задач и вывели
новый термин, получивший название синдром высушенного мозга.
График исследования выглядит следующим образом: В 2017 году профессор Хюн Сук Сео (Hyung Suk Seo) (Сеул, Южная Корея) доказал, что биохимические изменения головного мозга людей с
интернет-зависимостью идентичны изменениям в мозге наркозависимых. Изменения в работе нейромедиаторов значительным образом проявились в зонах головного мозга, отвечающих за импульсивное поведение и чувство тревожности. Также было зафиксировано снижение количества нервных связей между клетками коры мозга на 10–20 процентов. Из этих данных следует, что людям с каждым днем становится все труднее решать по-настоящему сложные интеллектуальные задачи.

Многие пользователи интернета настолько привыкают к получению быстрого удовольствия, что начинают проецировать эту привычку на весь потребляемый контент. Соответственно, предпочтение отдается более легкому, примитивному и понятному с первого взгляда или клика контенту. Этому также способствует огромный информационный поток, транслирующийся с экранов телефонов и компьютеров. Пользователи предпочитают сложным конструкциям простые и понятные картинки. Не зря на главную арену за эти годы стремительно вырвались такие сервисы, как TikTok, Coub и минутные видео и Stories в «инстаграме» (по сути, аналог телевидения). Объем потребляемой информации растет с каждым годом, при этом затраты на получение информации снижаются. Это приводит к тому, что примитивный контент занимает главные позиции в онлайн-пространстве.
Графический дизайнер, как специалист по визуальным коммуникациям, обязан понимать эти тенденции в потреблении контента и уметь интегрировать эти данные в свои макеты.

Резюмируем:
- Выросло время, которое может потратить на ваше рекламное сообщение потенциальный зритель.
- Зрителю необходимо донести информацию максимально дозированно и доступно, в понятном для перегруженного мозга виде, чтобы не вызвать отторжения у пользователя сети.
- Необходимо добиться внимания зрителя, миновать его естественный рекламный файрволл, пробить рекламный щит.
- Необходимо в огромном потоке информации достичь запоминаемости рекламного образа.
- Обойти «синдром высушенного мозга».
- Заставить зрителя совершить необходимое рекламодателю действие.
- Вызвать у пользователя при помощи интересного контента прилив дофамина.
Итак, контент примитивизируется, для большинства пользователей нужны яркие сильные раздражители. Если обеспечить всплески дофамина и получение мгновенной выгоды, это повысит эффективность визуальной коммуникации с пользователями сети. Как это сделать – рассмотрим примеры в ближайших статьях.
Все фотографии взяты из первоначального источника (исследования).