Сергей Параджанов: гений кино

9 января –100 лет со дня рождения кинорежиссера.


Сергей Иосифович Параджанов известен прежде всего как советский кинорежиссер и сценарист. Он – лауреат множества кинопремий, в число которых входят кубок на Фестивале фестивалей в Риме, специальные призы МФК в Мар-Дель-Плата, в Салониках и в Стамбуле, премия Ника и приз за лучший инновационный фильм МФК в Роттердаме. Народный артист Украинской ССР и Армянской ССР.

Мировую известность Сергей Иосифович приобрел после выхода культовых фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната». Именно эти фильмы подарили режиссеру звание одного из основателей «новой советской волны» в кинематографе.

В своем наследии Сергей Иосифович оставил не только фильмы, но и множество художественных работ: рисунки, коллажи, инсталляции, мозаики, художественные ассамблеи, куклы, шляпы, картины, скульптуры, многие из которых находятся в его Доме-музее в Ереване.

Сергей Параджанов: гений кино
Фото: Завен Саркисян

Детство и студенчество

Настоящее имя Сергея Иосифовича – Саркис Овсепович Параджанян. Родился Саркис в Тифлисе (сейчас это – Тбилиси) 9 января 1924 года. Он был третьим ребенком в семье после сестер Анны и Рузанны. В 1932-1942 годах учился в русской школе №42, увлекался музыкой, пением и литературой. После окончания школы работал на фабрике «Советская игрушка», что оставило отпечаток на его творчестве – он часто использовал кукол. С детства Сергей Иосифович хорошо разбирался в антиквариате, так как им торговал его отец. Атмосфера его детства передана в фильме «Цвет граната» и нереализованном сценарии «Исповедь».

Сергей Параджанов: гений кино
armmuseum.ru

Высшее образование Сергей Иосифович начал получать на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта, откуда ушел через год. В 1943 году он поступил на вокальный факультет Тбилисской консерватории и в это же время брал уроки танца при Тбилисском оперном театре имени Палиашвили. Свои творческие навыки Сергей Иосифович использовал и во время Второй мировой войны – в составе концертной группы он выступал в военных госпиталях.

После окончания войны, в 1945 году, Сергей Параджанов перевелся в Московскую государственную консерваторию, где учился вокалу у Нины Львовны Дорлиак. Однако, его привлек кинематограф и в 1946 году Сергей Иосифович поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где учился в мастерской Игоря Андреевича Савченко. Во время учебы Сергея Параджанова во ВГИКе преподавали такие кинематографисты, как С. М. Эйзенштейн, Г. М. Козинцев, М. И. Ромм. Интересно, что курс Сергея Иосифовича считается одним из наиболее успешных за всю историю ВГИКа, его студентами были: М. М. Хуциев, В. Н. Наумов, А. А. Алов, Ю. Н. Озеров, Г. С. Габай, Г. Г. Мелик-Аваков. В 1948 году студенты мастерской И. А. Савченко приняли активное участие в съемках «Третьего удара» и вместе с учителем приступили к работе над «Тарасом Шевченко».

Именно Сергей Иосифович предложил на роль Шевченко Сергея Федоровича Бондарчука.

Сергей Параджанов: гений кино
armmuseum.ru

В конце 1950 года И. А. Савченко внезапно умер, «Тарас Шевченко» остался незаконченным, и было принято решение позволить ученикам его мастерской завершить работу учителя. Готовый фильм вышел в 1951 году. Место И. А. Савченко в качестве руководителя мастерской занял А. П. Довженко. Именно он предложил Сергею Иосифовичу экранизировать молдавскую сказку «Андриеш». Эта история во многом определила и отразила стиль режиссера. После окончания ВГИКа Сергея Параджанова распределили в Киев.

Киев и режиссерская деятельность

В 1952 году Сергей Параджанов начал работать в качестве ассистента режиссера Владимира Александровича Брауна на съемках фильма «Максимка». Режиссерский дебют Сергея Иосифовича пришелся на 1954-1955 годы – вместе с начинающим кинематографистом Я. Л. Базеляном на киевской студии он снял свой первый полнометражную картину «Андриеш», повторив сюжет своей дипломной работы. Однако, «Андриеш» не получил признания критиков и публики. В последующие годы Сергей Иосифович снял ряд документальных и художественных фильмов, однако эти кинокартины в стиле сюрреализма не получили известности.

В 1962 году вышел фильм А. А. Тарковского «Иваново детство», который произвел сильное впечатление на Сергея Иосифовича. Вскоре Параджанов и Тарковский познакомились, что положило начало их близкой дружбе.

Сергей Параджанов: гений кино
Кадр из фильма «Тени забытых предков»

В 1964 году на Киевской киностудии Сергей Иосифович снял фильм «Тени забытых предков». В фильме поднимаются основные философские вопросы, к которым Параджанов впоследствии возвращался не раз: рок, жизнь и смерть, любовь, телесное и душевное. Эта кинолента стала первым самостоятельным крупным творческим успехом режиссёра. В ней проявились многие характерные черты его творчества: этнографичность, мистичность, изобразительная выразительность, живописность, пластика, образность, тонкий психологизм, емкая лаконичность, поэтичность. Среди технических новшеств, примененных при съемках фильма – смена цветных и черно-белых эпизодов, применение фильтров, эффектов соляризации, съёмка на инфракрасной пленке.

«Тени забытых предков» стал ярким образцом «новой советской волны». В дальнейшем представителями новой советской волны стали молодые режиссеры, чье творческое мышление сложилось под влиянием отечественной киношколы, а также европейской школы киноискусства. «Тени» вышли в прокат в 1965 году и были представлены на многих кинофестивалях. На некоторых из них «Тени» удостоились премии. Имя Сергея Иосифовича приобрело мировую известность, а круг его знакомств значительно расширился – Лиля Брик и В. А. Катанян, В. Б. Шкловский, В. С. Высоцкий, Ю. Н. Григорович, Г. Л. Хачатурян.

После успеха фильма Сергей Иосифович решил снять совершенно иную картину. Проект кинокартины «Киевские фрески» задумывался очень аскетичным: отказ от динамичности, экспериментирования с техникой, живописности кадра и диалогов актеров. Руководству такая идея пришлась не по душе и Сергея Иосифовича обвинили в «мистически-субъективном отношении к современной действительности». Тем не менее режиссер не отказался от задумки – он решил перенести действие картины в прошлое и снять историю жизни армянского поэта Саят-Новы. На киностудии в Ереване это предложение приняли.

Сергей Параджанов: гений кино
kinopoisk.ru

Работа в Ереване

В 1966 году Сергей Иосифович уехал в Ереван и приступил к работе над картиной «Саят-Нова». Предыдущие задумки – лаконичность, скупость средств выражения, практически полное отсутствие речи – были реализованы в сценарии.

Однако и тут картину ждали трудности: после окончания съемок, когда Параджанов уже был замечен в ряде антигосударственных выпадов, комиссия усмотрела в ленте «грубое искажение образа поэта и чрезмерное проявление мистицизма». Ее вернули на доработку. В итоге фильм вышел в прокат ограниченным тиражом и под другим названием – «Цвет граната», но он все равно считается одним из ярчайших образцов творчества Параджанова.

Сергей Параджанов: гений кино
Кадр из фильма «Цвет граната»

Последние десятилетия жизни, «Ашик-Кериб» и «Исповедь»

В 1969 году Сергей Иосифович вернулся в Киев и начался его «сценарный период» творчества. В это время он написал сценарии для «Исповеди», «Ара Прекрасного», «Давида Сасунского», «Дремлющего дворца» и «Демона». Вскоре, в 1971 году, режиссер попал под опалу после публичной критики партийного руководства и осуждения цензуры.

В 1972-м году были остановлены съемки «Интермеццо», год спустя Сергей Иосифович попал под преследование, а вскоре был осужден. Кинорежиссер отбыл два срока заключения, после которых было пересмотрено отношение к его творчеству.

В 1988 году Сергей Иосифович снял картину «Ашик-Кериб», в основу которого легла одноименная сказка М. Ю. Лермонтова. Картина стала последней, которую режиссер успел закончить – он посвятил ее памяти Андрея Тарковского.

В 1989 году «Ашик-Кериб» отмечен специальным призом жюри МКФ в Стамбуле, а в 1990-м картина завоевала сразу три «Ники» – лучший фильм, лучший режиссер и лучшая работа художника-постановщика.

В 1989 году Сергея Иосифовича пригласили на студию «Арменфильм». Последним фильмом, над которым он начал работу, стала автобиографическая картина «Исповедь». В мае того года съемки ленты всей своей жизни режиссеру пришлось отложить – умерла его сестра Анна.

Сергей Параджанов: гений кино
armmuseum.ru

7 июня 1989 года отсняли 300 метров картины, как шутил сам режиссер – «триста метров меня». Этот же день стал последним на съемочной площадке для Сергея Иосифовича – у него обнаружили рак легких. «Исповедь» не была закончена.

20 июля 1990 года, в день приезда в Ереван, Сергей Иосифович скончался. Он погребен в Пантеоне парка имени Комитаса.

В Ереване в его память открыт Дом-музей, ему установлены памятники в Ереване и Тбилиси, а его именем назван один из астероидов.

Сергей Иосифович Параджанов – один из самых загадочных кинорежиссеров XX века. Сам он говорил: «Я – сумасшедший старик, рисующий цветы». Гений кино XX века, мастер с множеством талантов – Сергей Параджанов по-истине удивительный человек.

Юлия Самбур

АВТОР

По вопросам стажировки: [email protected]

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76