Ещё в 2019 году эксперты озвучили падение тиражей печатных изданий в России, обвинив в этом идущую полным ходом цифровизацию. Нынешние события показали, что мы на пороге мировых изменений: глянцы полностью переносятся в сферу диджитал, что я предсказывала ещё много лет назад.
Помню, как ещё несколько лет назад печатные издания забили тревогу — тогда вышел доклад Роспечати, в котором четко прослеживалась острая необходимость печатным изданиям поскорее найти свое место под солнцем в условиях стремительно меняющегося мира. В общем, нужно было срочно ответить на медийный вызов эволюции. На дворе 2022 год, решить проблему не удалось никому и нигде в целом мире.
Новая реальность знаменитых глянцев
В 2021 году издательство Meredith Corp.было куплено крупной медиакомпанией Dotdash, а позже оно перевело большую часть своих журналов в онлайн. Цифровыми стали InStyle, Entertainment Weekly, а также EatingWell, Health и Parents. Думаю, можно не говорить, сколько людей тогда лишились трудовых мест.
Очень многие издания, такие как Harper’s Bazaar, уменьшили количество выходящих номеров. Что-то из них мы теперь можем увидеть в печати от силы два раза в год. Очевидно, что владельцы теперь холят и лелеят онлайн-версии журналов, потеряв к печатному станку всякий коммерческий интерес.
Великое преобразование СМИ
На самом деле, для СМИ это уже третья по счету волна изменений. В первую — привычные для многих людей каналы медиа, как ТВ, радио, пресса, стали массово уходить в интернет пространство и обустраиваться там. Во вторую — потребители контента стали перемещаться в социальные сети, и медиа ничего не оставалось, как пойти за ними. Все ради контакта с аудиторией.
Что мы видим сегодня? В этот раз пользователи активно мигрируют в мессенджеры. И перед редакциями встаёт логичный вопрос: как войти в личное пространство человека и доставить туда информацию? В результате мы присутствуем при рождении совершенно нового подхода к созданию контента, когда он разрабатывается для многоканальной дистрибуции и является универсальным продуктом. Такой контент можно опубликовать всюду — хоть в газете, хоть в мессенджере.
Издания нового поколения
Хочу отметить, что сейчас назрела необходимость не только переводить журналы в онлайн, но и трансформировать их в целом, создавая на основе изданий сервисы нового поколения. Вижу и понимаю востребованность узконаправленных медиа, где публикуются локальные новостные повестки и затрагиваются сугубо нишевые темы. Причем контент полностью зависит от потребностей читателя.
У меня нет сомнений, что рано или поздно вся бумажная пресса уйдёт в мир цифры. Скорость создания цифрового контента намного выше — и это преимущество. Можно максимально в короткие сроки подстраиваться под аудиторию. Да и виртуальная реальность с её технологиями все активнее проникает в медиа. Избалованным читателям хочется не просто читать, а проживать каждую статью. Так что очень скоро мы с вами сможем засвидетельствовать очередные перемены.
А что же с бумагой? Мы больше не сможем вдохнуть аромат свежевышедшего журнала? Не совсем так. Отраслевые эксперты уверяют, что бумажные версии все же останутся в обиходе, но как очень элитный и редкий продукт для тех, кто сможет себе позволить купить любимый журнал за большие деньги, скажем, по цене живого дерева.