Российские модельеры VS массмаркет

Вопрос плагиата в модной сфере всегда был и остается довольно спорным: бренды копируют друг у друга удачные модели, дублируют тренды, шьют целые коллекции в одинаковых цветах лишь бы клиенты нравилось.


Судебные разбирательства с самыми бессовестными подражателями — это обычное дело, достаточное регулярное, чтобы стать почти заурядным. Люксовые бренды не ленятся подавать заявления на нишевые магазины. Зачастую такие дела вяло тянутся месяцами, а сами обвиняемые, среди которых Zara, Mango, Topshop и другие популярные марки, честно говорят «наши дизайнеры вдохновляются эскизами с подиумов».

В общих чертах об этой проблеме сказано немало. Однако, бывают частности, их мы и рассмотрим. В центре нашего внимания российские модельеры и иностранные бренды плагиаторы.

Случай первый: Кирилл Минцев VS Burberry

Инцидент, получивший широкую огласку в интернете: знаменитый бренд Burberry скопировал работы российского модельера Кирилла Минцева.

Недавняя коллекция британского модного дома представила оригинальные жакеты и другие предметы гардероба из жесткого шнура. Каркасную одежду заметили ценители моды и знаменитости, в рекламной кампании снялась актриса Эмма Уотсон.

Обложка бразильского Vogue и модель Кирилла Минцева © Vogue // @b_____kir

Заметил ее и Кирилл Манцев, отреагировав в соц.сетях: «У меня украли дело жизни. Burberry украли мою идею. Если мою идею ворует Burberry и продает это за безумные деньги, то почему я должен сидеть в ж**е?» — в сердцах написал модельер у себя на странице.

Манцева поддержали коллеги по цеху и сочувствующие: его изделия действительно были уникальными, а такое «признание» ставит автора в унизительное положение. Он менее известен, его работы стоят дешевле, хотя они появились раньше. Дошло до того, что у Манцева стали заказывать жакеты с фотографий Burberry, «чтобы идентичные, но подешевле» .

Терпеть все это дизайнер не стал и подал на Burberry иск. Несколько месяцев назад модный дом отреагировал: начались переговоры с целью мирного решения конфликта. Конфиденциальность вопроса скрыла итог этого разбирательства, однако прецедент был создан.

Случай второй: Avgvst VS Sunlight

Уральский ювелирный бренд уличил в бессовестном плагиате известную российскую сеть Sunlight. Нарушители скопировали фирменное изделие бренда — подвеску «Леденец». Украдено было всё: от эскиза и материалов до фотографии в социальных сетях.

Avgvst выпускают такие подвески с 2015 года. Основатель бренда Наталья Брянцева высказалась на своей странице о ситуации, сейчас она подробно описывает ход дела в своей телеграм-канале. В свою очередь Sunlight оперативно удалили идентичное фото из инстаграма — дальнейшие действия торговой сети пока в стадии развития.

Примечательно, что леденцы от Avgvst не являются плагиатом на оригинальные «Чупа-чупсы». Брянцева проверила заранее: форма «Чупа-чупс» не была запатентована в категории ювелирных украшений, поэтому ее ювелирная копия не считается плагиатом. Странно, что создатели всемирно известной карамельки допустили такую оплошность, тем более сейчас, когда запатентовать свое изобретение можно за пару минут в различных онлайн-сервисах.

Случай третий: Ksenia Schnaider VS Zara

Zara многократно обвинялась в плагиате: претензии к бренду выдвигали модные дома, иллюстраторы призывали бойкотировать весь холдинг, дизайнеры постоянно сталкивались с копированием. Недавно под удар попала модельер Ксения Шнайдер.

Одноименный бренд дизайнера с весны 2017 года выпускает различные предметы одежды с текстом Sample not for sale. Год спустя свою версию дизайна Шнайдер выпускает Zara: идентичный текст размещен на детской кофте худи.

Российские модельеры VS массмаркет
Photo: styleinsider

Примечательно, что данная модель авторства Ksenia Schnaider продается на международных ритейл сайтах одежды, имеют множество вариаций и цветов. То есть, здесь речь не об безызвестных иллюстраторах, чьи рисунки Zara регулярно и нагло крадет для своих принтов, а о популярной вещи, которую заказывают и носят по всему миру.

Почему Zara скопировала идею Шнайдер и какие действия предпримет пока остается неизвестным.

Это лишь три примера, и очевидно, что их в разы больше и далеко не все такие случаи доходят до суда. Часто сами дизайнеры не находят сил и уверенности для борьбы за свои права. Защитить свои труды, после того, как они окажутся в свободном доступе в интернете действительно достаточно сложно. Но заблаговременная забота о регистрации прав на разработку может упростить этот процесс. Важно помнить об этом и быть готовыми постоять за свои права, чтобы ситуация с безнаказанностью массмаркета двинулась с мертвой точки.

Карен Мирзоян

Юрист

Эксперт по авторскому праву, основатель сервиса Банк Авторских Прав (онлайн регистратор интеллектуальной собственности)

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76