Российское шляпное ателье «Вандраг»

Это ателье создавало лучшие шляпы не только в Москве, но и во всей России. Тысячи модниц жаждали обладать этими шедеврами, украшенными перьями, пухом и расшитыми бантами. Шляпы «Вандраг» до сих пор снятся тем, кто хоть раз прогуливался по Кузнецкому мосту.

Иллюстратор Наиля Бутусова, nailyabutusova.com

В XIX веке в России было открыто уникальное шляпное ателье, чьим хозяином был Варфоломей Иванович Вандраг. Здесь на заказ создавались роскошные шляпные атрибуты, пользующиеся спросом почти у всей России и даже заграничных гостей. Чудесная мастерская находилась на Кузнецком мосту в Москве, и каждый модник того времени знал о ее существовании. Шляпы создавал сам Варфоломей Иванович со своими преданными помощниками. Сначала их количество достигало всего 2-3 человека, но с течением времени значительно увеличилось.

Шляпа в России – всему голова

В 1860 году в России случился невиданный расцвет шляпного дела, да и модного искусства вообще. Только в Петербурге мелких мастерских, создающих аксессуары (зонтики, перчатки, накидки), было больше пяти сот. Модницы обращались к русским дизайнерам и мастерам за веерами, бельем, всевозможными украшениями. В стране поощрялось развитие модного дела, был дан зеленый свет искусству. Женщины со всех городов заказывали модные товары из столицы по почте; в ходу были каталоги товаров. Удивительно: все то, что мы видим сегодня, существовало и в 19 веке, просто в другом виде.

Особенной популярностью пользовались в России шляпы. В то время они считались показателем статуса. Их старались наполнять перьями, декорировать пухом и мехом, крыльями птиц. Чем больше и роскошнее шляпа, тем знатнее ее владелица. Нельзя было увидеть знатную особу, прогуливающейся без роскошно и богато украшенной шляпы. В коллекциях русских модельеров можно было найти шляпы с гагачьим пухом, перьями цесарки, соколов, ястребов.

После 1900 году в моду стали входить маленькие шляпки. Мода к тому времени не упростилась, но стала более изящной. Роскошь продолжала занимать почетное место, и все представители знатных родов и голубых кровей стремились подчеркнуть нарядом свое положение в обществе. Вместе с другими российскими Домами мод ателье «Вандраг» следило за трендами во всем мире. В начале 1900 года мастерская стала настолько популярной, что в ней заказы делались за несколько месяцев вперед.

Со времен указа Петра I российская мода постоянно смотрела на Запад. Франция и Англия были законодателями модных правил. Когда в Париже появились крупные шляпы, украшенные всевозможными бантами и оборками, мехом и рюшами, в России тут же начался новый бум. Но нельзя сказать, что отечественные модельеры слепо копировали и подражали западным мастерам. Привозимые из-за границы образцы находили в России новое воплощение, видоизменялись, обрастали родной культурой. Если заглянуть в Эрмитаж и рассмотреть сохранившиеся вещи тех лет, сравнивая их с модными изделиями Парижа 1900 года, то сразу становится ясно: Россия всегда накладывала свой отпечаток на моду.

«Вандраг» начинает создавать шляпки для светских львиц и театра

Доподлинно известно, что к 1905 году ателье «Вандраг» работало с более чем 300 постоянных клиенток. В их числе были княжны, жены купцов, известные на то время личности. Шляпки создавались из качественных и дорогих тканей с использованием шелка, золотого плетения, роскошных мехов. Габаритные тяжелые шляпы, украшенные соболем, могли сравниться с дорогостоящим ожерельем. Это были непременные атрибуты высокого статуса.

На тот момент настоящий шляпник должен был знать все нюансы своего ремесла и владеть самыми разными способами моделирования таких шляп. Искусство превращения куска ткани в законченное произведение казалось непосвященным людям и модникам настоящей магией. Это было поразительное и восторгающее соприкосновение с чудом. Варфоломей Иванович Вандраг даже проводил показательные уроки. Времени на работу с учениками у мастера не было, но он всегда был рад живому интересу и участию молодых людей. Сегодня можно купить вещи российских дизайнеров в любом исполнении, но вряд ли уже кто-то получит шанс приобрести шедевр, похожий на тот, что создавал удивительный мастер.

Начиная с 1903 года, мода в России берет курс на эпоху арт-нуво и модерн. Платья, аксессуары и шляпы видоизменяются. Линии упрощаются, но не до скучного минимализма. Главенствующее место продолжает занимать изысканный вкус. Изменяются не только размеры шляп, но и популярные способы их декорирования. Это время появления первых крупных в России Домов мод. Их успеху помогало существование шляпных мастерских, где отечественные кутюрье могли заказать аксессуары к своим туалетам. Так они и поступали. Например, ателье «Вандраг» последние годы своего существования принимал заказы исключительно от модных Домов.

Закрытие мастерской

Первая мировая война, а затем и революция 1917 года породила для мастерской много не решаемых проблем. К сожалению, в те годы ателье и мастерские закрывались почти каждый день. А те, что продолжали работать, трудились только на свое содержание или в убыток. С приходом новой власти многим мастерам пришлось несладко. Они были вынуждены начать искать другие пути существования. «Вандраг» с репутацией лучшей шляпной мастерской превратился в память поколений и истории.

Комментарии
DESIGNERS FROM RUSSIA
DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: hello@designersfromrussia.ru. Мы в инстаграм: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

FOLLOW US ON

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
office@designersfromrussia.ru